В апреле начинается досрочная сдача ЕГЭ, а в мае — новый сезон. В почте стали появляться предваряющие эпопею письма:
«Тот, кто из года в год работает на ЕГЭ, может рассказать массу удивительных историй о том, как дети категорически не вписываются в шаблон. Например, мое удивление вызывает странная ситуация, повторяющаяся из года в год.
Итак, ученику объяснили, что каждый его ответ должен быть понятен проверяющему. Познакомили с системой обозначения. В квадратиках нужно ставить галочки (крестики). Если ученик передумал, он первоначальный ответ (галочку, крестик) должен заштриховать и поставить значок в другом квадратике. Если снова передумал — заштрихованный квадратик он должен обвести „лучиками“, чтобы получилось „солнышко“, а неправильный заштриховать. Такие символы понятны проверяющим и экспертам.
Но среди сданных бланков всегда встречаются листы учеников, которые заштриховывают поля именно правильных ответов. Правильные ответы помечены и заштрихованы. Никаких других значков нет.
И по формальным признакам такие ответы считаются неправильными. А являются ли они таковыми на самом деле? Нет, это правильные ответы. Ученик решил их пометить именно так. От волнения. По рассеянности. От сосредоточенности на мысли. Или подчеркнул свою уверенность — бог знает. Однако со стороны экспертов не проводится никакой работы по выявлению таких „правильных“ экзаменуемых, которые попадают в хвост результата. Инструкция есть инструкция.
Не пора ли составить список невольных проколов умных детей на ЕГЭ?»
Да, наверное, надо посчитать проколы, да только не детские, а взрослые.
Дети — что, типичная ситуация: настолько переволноваться, что при открытии конверта забыть, что надо потянуть за полосочку, и нечаянно разорвать его вместе с бланком, отчего испытать ужас. Ужас усиливается, если экзамен начинают торжественными словами: «В этих конвертах, ребята, сейчас ваша судьба!»
Кто-то через 15 минут вдруг встает и уходит, у кого-то громко урчит в животе, а у кого-то и нервный приступ начинается. Один в бланке ответов нарисовал лебедя, другой скандалит по поводу пустой тетрадки, которую принес для черновика, "чтобы удобнее было думать",— а нельзя.
Такой экзамен: ничего человеческого нельзя. И поскольку дети все еще живые, в этом году решили призвать силовые структуры, чтобы унять их.
Далее логично будет поставить в каждый класс по омоновцу на все время учебного процесса. И незачем создавать педагогические условия взрослению, вникать в особенности психики подростка, задумываться, что с ними будет дальше. Одна задача у системы образования: обеспечить чистоту результатов ЕГЭ.
...Пока что цифра, обозначающая количество детей, не пришедших на сдачу даже обязательных экзаменов, держится в секрете.
Ольга Фролова