Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Это новый «Шерлок», но вы еще не знаете, почему

Рецензия на сериал «Дракула»

Культовый роман Брэма Стокера «Дракула» вышел в 1897 году, но до сих пор бередит сердца людей по всему миру. Кинематограф подходил к главному вампиру многократно и с самых разных сторон. Можно вспомнить классические фильмы ужасов от Universal эпохи становления Голливуда, в которых снимался Бела Лугоши, культовый фильм Френсиса Форда Копполы, который наиболее точно передал содержимое книги, боевик «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом, пародию «Дракула: Мертвый и довольный» с Лесли Нильсеном, относительно новый блокбастер с Люком Эвансом, а также многочисленные появления персонажа в разных других франшизах типа «Блэйда».

Марк Гейтисс и Стивен Моффат сделали совершенно новую трактовку все той же истории. Их трехсерийный «Дракула» стартовал на телеканале BBC One 1 января, а с 4 января стал доступен по всему миру на стриминговом сервисе Netflix. Сериал стал в некотором смысле довольно типичным для пары Гейтисс–Моффат, но оттого ничуть не менее интересным. Оба сценариста уже работали вместе над сериалом «Шерлок», а Моффат, к тому же, был шоураннером сериала «Доктор Кто» с 2010 по 2016 год. Их совместный результат оказался достаточно ожидаемым, ибо они снова сотворили продукт, который одни зрители будут боготворить, а другие люто ненавидеть.

Сериал начинается с почти дословного пересказа книги, усыпляя бдительность зрителей – кажется, что сейчас появятся все причины сравнивать нового «Дракулу» с шедевром Копполы. Но первая половина первого эпизода призвана лишь вводить зрителя в заблуждение – перед нами совсем другая история. До первого сюжетного твиста она выглядит, как красивая стилизация под классическое произведение. Затем у зрителя с громким стуком падает на пол челюсть, а сюжет переворачивается с ног на голову. Почти все герои романа и сюжетные повороты здесь присутствуют, но изменены до неузнаваемости, переставлены местами и переосмыслены. В сериале чувствуется влияние всех предыдущих адаптаций – совершенно точно авторы черпали вдохновение, например, из японской манги «Хеллсинг», комедии «Реальные упыри», трэшового хоррора «Дракула 2000». Не удивительно, что до самой премьеры не объявлялось, кто в новой адаптации исполнит роль Ван Хельсинга – специалиста по оккультным наукам и главного противника Дракулы.

Сценаристы, кажется, воплотили в жизнь все то, о чем мечтали, но не решались реализовать в «Шерлоке». Это метафизический детектив с примесью психологического триллера и философской притчи о страхе смерти, в котором герои ищут ответ на вопрос о том, почему Дракула стал таким – потому что верят, что за этим ответом придет и другой – как его победить. Это масштабное полотно, в котором граф Дракула – не просто могучий вампир, но и в каком-то смысле харизматичный гений адского мира, чьи амбиции выходят далеко за рамки обычных упырей. Впрочем, «Дракула» похож на «Шерлока» не только безостановочным полетом фантазии авторов – но об этом зритель узнает только к третьей серии.

Все происходящее – это масштабная деконструкция образа вампира, сложившегося в последние годы и изрядно изменившегося со времен фильмов с Бэлой Лугоши. Авторы задают с экрана вопросы, которыми никто никогда не задавался – скажем, зачем вообще нужна вечная жизнь без той красоты и солидности, которые излучает только Дракула? Какие у нас вообще есть объективные причины так любить вампиров на экране?

Неслучайно граф в начале сериала предстает жестоким убийцей и пугающим чудовищем, но к концу выглядит скорее непонятым страдающим антигероем в метаниях. Само собой, современный зритель просто не может ненавидеть вампиров после массовой истерии по Лестату из «Интервью с вампиром» или Эдварду из «Сумерек», теперь все кровососы – исключительно романтические существа. Но даже такая резкая смена здесь – элемент той же деконструкции образа и размышлений о том, куда ему развиваться дальше.

Дракула в исполнении Гэри Олдмана с его пересечением «океана времени» в поисках любимой многим может оказаться куда больше по душе. Но и местная любовная линия может впечатлить и запомниться надолго. Герои получились достаточно яркими для того, чтобы фанаты шипперили их еще долго.

При этом в погоне за постоянными сюжетными твистами Гейтисс и Моффат прошлись по всем своим любимым граблям. То там, то сям видно, что деталям, как обычно, достаточно внимания не уделили, значительное число второстепенных загадок остается не раскрытым, да и в целом вопросы после просмотра остаются. Финал многих разочарует своей развязкой – еще по «Шерлоку» заметно, что умением грамотно вывернуть неожиданный поворот авторы не отличаются. В сюжетном плане финал оказался посредственным, зато в эмоциональном – очень ярким.

Павел Соломатин

Источник

266


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95