Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

К чёрту плохое настроение

12 мая, понедельник, день 3855

Приятные известия: Михаил Юрьевич Горшков сделал первую оцифровку кассет.

Я ему дал кассеты с записями своих лекций, интервью, монологов, дневниковых заметок, и он всё это оцифровал.

Думал, что за десять лет кассеты размагнитились, слиплись, и их невозможно будет восстановить. Нет, получилось.

Можно послушать мои передачи на «Эхе Москвы».

Впрочем, почему десять лет? С тех пор прошло уже 23 года. Правда, первое время я эти кассеты, как мне и советовали, раз в год перематывал. Но последние пять лет этого не делал.

Когда записывал свои лекции, планировал не просто прослушать их впоследствии, но и расшифровать, передиктовать и, может быть, сделать из них курс, которым смогут пользоваться будущие журналисты.

Увы, кассеты складывались, расшифровка их переносилась, и никакого курса не получилось. А я думал: пройдёт время – стану чуть свободнее и займусь своим архивом.

Нынче мне почти 75, а времени на это так и нет.

Сегодня более часа отдал велотренажёру. Сел и начал крутить педали. «Проехал» десять километров. Скинул 600 калорий: я же худею.

Крутил педали и смотрел телевизор. Программа «Время». Сразу вспомнил свои беседы с Юрием Александровичем Летуновым, одним из самых интересных главных редакторов этой программы.

Я ему говорил, что программа «Время» должна иметь свою драматургию. Динамика родится, если будет хорошая сценарная основа и серьёзная режиссура.

Динамика – это не мельтешение кадров, чем грешит современное информационное телевидение. Это совсем другое.

Мельтешение кадров – от режиссёрской беспомощности. Я же имел в виду выстроенность каждого сюжета.

«Время» – это небольшая пьеса про человека, желающего понять мир, спрашивающего, как, что, где и зачем, почему и когда. И вот люди (те, что делают программу «Время») отвечают этому человеку, зрителю, на эти вопросы.

Ведущий выпуска основных новостей комментирует увиденное, рассуждает. Я, зритель, могу сравнить своё мнение с его суждением.

До Юрия Александровича Летунова «Время» делали помпезно и очень официально: садились два диктора и они вещали. Не дай бог в кадр попадёт «журавль» с микрофоном, осветительный прибор!

А я говорил Юрию Александровичу: самое интересное – смотреть, как делается программа, и не надо бояться показывать студийную обстановку.

Мне казалось, что, если есть какая-нибудь новость – нестрашно, если редактор подойдёт к ведущему и скажет: «Только что с телетайпа, просили сообщить». И мы увидим, как ведущий проглядывает эту новость и пересказывает её.

Больше человечности, больше неожиданности! Человек начинает программу «Время» с одним настроением, а заканчивает с другим, и подводит итог – о чём он говорил. Тридцать минут информационной программы – это тридцатиминутный фильм о том, чем жил мир, по поводу чего он страдал, огорчался, а может быть, радовался.

Помню, Юрий Александрович Летунов выслушал меня, улыбнулся и сказал: «Володя, вы романтик. Мы до этого ещё не дошли. Никто не разрешит так делать информационную программу».

Прошло двадцать лет – и вот, нам показывают студию, много мониторов, на заднем плане сидят редакторы, за спинами ведущих кто-то ходит – и это интересно смотреть!

На мой взгляд, в этом направлении и нужно развивать информационное вещание. Больше показывать, как рождается новость.

Такой сюжет: корреспондент едет на задание, монтирует, сокращает и показывает готовое. Любопытно же!

Много могу писать и говорить об информационном вещании. Главным человеком должен стать всё-таки режиссёр, а не редактор.

Режиссёр должен работать с ведущими, приучая их говорить мягко, спокойно, пропуская всё через себя. Да-да, на все события он должен реагировать. Тут необходим человеческий взгляд, реакция нормально гражданина, а не бездушного ведущего.

Как-то смотрел воскресную программу, которую ведёт Ирада Зейналова.

Ирада Зейналова

Это же ужас! Вроде умная женщина, неплохо держится в кадре – но она давит, слушать её тяжело: всё время надрыв. Больше трёх минут надрыва выдержать нельзя: вот-вот будет истерика, крик.

Она переходит от сюжета к сюжету с одной и той же интонацией, ни одной нормальной спокойной паузы, ни намёка на снисходительность, ироничность, улыбку.

Всё время – обличение. Так нельзя! Такое посмотришь десять минут – и безумно устаёшь, дальше тебе уже всё равно, как, что, зачем и почему.  

Где же режиссёр, который бы подсказал Ираде Автандиловне, что нужно быть спокойнее, ровнее, мягче?

На телевидении должно действовать правило и методика Эдит Пиаф, которая говорила: «Я пою не для всех, а для каждого». Очень точное определение для артистки. Она выходит на сцену огромного заполненного зала – а поёт для одного человека.

Об этом писал ещё Владимир Саппак, первый российский теоретик телевидения. А ведущие программы «Время» будто выступают на митинге. И подобный стиль характерен для Ирады Автандиловны Зейналовой.

Такое ощущение (такую она исполняет роль), что она всё знает, всё может, всех ругает, на всех покрикивает, и от жизни этой у неё болит голова, и жизнь наша её раздражает.

Нельзя с раздражением общаться с телезрителями. Раздражение передаётся, и зритель начинает злиться. Обычная информационная программа становится для него красной тряпкой для быка.

На мой взгляд, в программе «Время» обязательно должна быть минута юмора, минута фотоприкола, минута публицистики, и чтобы обязательно людям рассказывали об общечеловеческом, проводили с ними своеобразную «гимнастику души».

Помню, как Юрий Александрович пригласил работать в программе «Время» Марину Голдовскую.

Марина Евсеевна Голдовская – одна из самых талантливых документалистов мира. Мне казалось, что её сюжеты для «Времени» могут стать невероятно интересными небольшими фильмами. А потом из них можно было собрать серьёзные документальные картины.

До сих пор уверен, что из документальных сюжетов, съёмок корреспондентов можно раз в месяц, раз в полгода делать большие документальные ленты. Смотреть на страну и мир в развитии: неделя, месяц, полгода, год. 

Так и не понял, почему из сотрудничества Марины Евсеевны с Юрием Александровичем ничего не вышло.

Сегодня у меня был Иван Валерьевич Лихарев. Он из Ижевска. Я с ним познакомился несколько дней назад, когда ночью зашёл в книжный магазин «Москва». Он, оказывается, знает мою программу.

Когда мы с ним познакомились, у меня мелькнула мысль: «А вдруг он мой заместитель?» Вот этому поводу и пригласил к себе, для серьёзного разговора.

Мы хорошо пообщались, но на пятой минуте разговора поняли, что он не будет работать на нашей фирме.

Сегодня читал материалы о полиции и о Министерстве внутренних дел. Александр Хинштейн, как всегда, раскрывает, изобличает, доказывает и призывает к ответу.

Чем больше я читаю об МВД, тем мне становится грустнее. Понимаю всю демагогичность рассуждений «Мы боремся за законность», «Перед законом все равны», «Наше дело – не вмешиваться в политику», «Мы должны увеличить раскрываемость», «Нам необходимо добиваться большей культуры, воспитанности, интеллигентности»…

На самом деле, все всё знают.

Всем и всё известно: кто занимается коррупцией, почему коррупция процветает.

Неужели должно смениться поколение, чтобы хоть что-то изменилось?  И не одно поколение, а два, если не три – чтобы мы начали жить иначе. добиваться каких-то результатов, и чтобы если не до конца восторжествовала честность, то хотя бы некоторые зачатки этого присутствовали? Чтобы не было так безнадежно.

Об этом моё обращение к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву. Но ведь до сих пор я не получил на него ответа.

Владимир Колокольцев

Одна из причин, почему наше «Соло» движется медленно, и наш сайт развивается сверхмедленно – общий фон нашей жизни.

Почему нам трудно реализовать свои идеи?

А всё просто.

Пиратство – раз.

Нежелание у многих учиться – два.

Отсутствие правильного понимания культуры труда у высшего руководства – три.

Привычка многих жить на халяву – четыре.

Полное отсутствие нравственных ориентиров у многих чиновников – пять.

Отсутствие традиций по передаче опыта, профессиональному обучению – шесть. Формально обучение всюду есть, но только формально.

Полное забвение передовых идей в области воспитания и просвещения – семь.

И так я могу еще долго перечислять.

Ну смотри, говорю я сам себе. На факультете журналистики в МГУ не обучают владению компьютерным набором. И на всех других факультетах в главном вузе (о том, что МГУ главный вуз страны постоянно вещает ректор Виктор Антонович Садовничий), да-да, в главном вузе страны не дают компьютерную грамотность, которая начинается с правильного использования клавиатуры компьютера.

Даже на факультете ВМиК, вычислительной математики и кибернетики, людей, которые должны развивать computer science – компьютерную науку, этому не обучают. Хочет человек сам, пусть учится. Но нас же в школе слепому методу набора не учат, как это делают в США.

Юристы, историки, философы, филологи, переводчики, биологи, химики, физики, математики, психологи и представители всех остальных профессий, которым обучают в МГУ, обязаны владеть слепым набором.

Хорошо, что в университете путей сообщения есть преподаватель бухгалтерского учёта (я, к сожалению, не знаю его фамилии), требующий, чтобы все его студенты овладели слепым методом набора. Только тогда он разрешает сдавать зачет.

В университете путей сообщения есть такой преподаватель, а на факультете журналистики МГУ нет!  

Нужно ли учить врачей? Конечно, необходимо! У медиков очень много документов: истории болезни, расшифровки анализов, справки, заключения, результаты различных исследований. Тридцать процентов рабочего времени у медиков занимает писанина, и студентов, будущих медиков, необходимо учить быстро и красиво набирать текст слепым десятипальцевым методом. Этому можно научить на первом курсе за тридцать часов.

Пытался об этом поговорить с Петром Витальевичем Глыбочко, ректором Первого Медицинского университета имени Сеченова.

Петр Витальевич Глыбочко

Пытался пробить идею с руководством Второго Мединститута имени Пирогова (ректор Андрей Глебович Камкин).

Андрей Глебович Камкин

Не увенчалось успехом и моё предложение учить правильному набору на клавиатуре компьютера студентов Медико-стоматологического университета имени Семашко, где ректором работает Олег Олегович Янушевич.

Олег Олегович Янушевич

Три года пробивал идею научить слепому методу набора преподавателей и студентов Вышки. Три года!

И только в 2014 году мне удалось добиться успеха. Ярослав Ильич Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, дал указание закупить у нас пятьсот копий.

Ярослав Ильич Кузьминов

Мы все знаем, как пишут врачи – как курица лапой. Прочесть, что они пишут, невозможно. С лёгкой руки Леонида Михайловича Печатникова, при благосклонном отношении Сергея Семёновича Собянина и организационной помощи Владимира Владимировича Макарова мы начали обучать компьютерной грамотности докторов, работающих в поликлиниках.

А что происходит в школе? Ученики по знанию компьютера превосходят своих учителей.

Для школьников 3-4-5 классов компьютер – что-то своё родное, близкое, дорогое, приятное, радостное, а для учителей это порой загадочная машинка.

Грустно всё это. Потому и живёт так наша страна, что главное в ней – полное безразличие и запустение. А ещё демагогия и враньё. Грустно всё это, грустно.

Да, многое у меня не получается. Казалось бы, должен разозлиться и всё бросить – а мне нравится работать, я люблю свою фирму. Мне радостно заниматься «Соло». Мне хочется добиться своего!

Я пытаюсь сделать своё дело как можно лучше и правильнее.

Написал всё это – и так мне стало тяжело, что не захотелось рассказывать, как день провёл. Завтра допишу, а сегодня посмотрю на лица учеников. Посмотрю на тех, кто меня понимает. Как хорошо, что такие люди есть!

  Ирина Алексеевна Зайцева
  Алексей Викторович Портнов
  Равиль Фатыхович Бикчентаев
  Александр Иванович Довгалюк
  Светлана Александровна Захарова
  Андрий Дмитриевич Кушнир
  Алексей Викторович Слабун
     
  Оксана Алексеевна Добродеева

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян. 

P.S. Пробью я брешь в нашей стране, пробью!

Добьюсь я своего, добьюсь!

Нужно, чтобы мне помогли коллеги по фирме.

«Любая деятельность становится творческой тогда, когда человек стремится выполнять своё дело правильнее и лучше».

Джон Апдайк (род. 1932), американский писатель

2232


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95