С какими трудностями приходится встречаться подросткам? Как найти взаимопонимание? Многое ли поменялось в нашей жизни и что нужно сберечь? Об этом мы беседуем с писателем Эдуардом ВЕРКИНЫМ.
Где бы он ни жил — в Воркуте, как раньше, или в Иванове, как сейчас, — его книги всегда о реальной жизни.
— О детях сейчас нередко услышишь: «Они другие». Так ли это? Другие ли у них потребности — культурные, литературные?
—
Культурные и литературные потребности — дело вкуса, не поколения. Но время, конечно, вносит коррективы. Основное отличие детской литературы от подростковой, на мой взгляд, заключается в том, что подростковая литература, к сожалению, устаревает. Полка детской и малышовой литературы постепенно прирастает — к проверенной классике аккуратно присоединяются новые имена. А подростковая литература обречена быть «вечно молодой». Для нас приключения д%u2019Артаньяна были зубодробительным экшеном, для современных ребят это тягучая история про древних непонятных французов. Другое восприятие, другой темп, во всём (даже порой в литературе) смещение в сторону визуальной составляющей, пресловутая клиповость.
— Но ведь книги о д%u2019Артаньяне были написаны более полутора столетий назад! И даже то поколение, которому сейчас тридцать, ещё читало их с удовольствием. Несмотря на колоссальные исторические перемены, проистекшие с середины XIX века. Что же так радикально поменялось в последние десятилетия?
— Перемены были социальные, мировоззренческие, экономические, но плотность информационного потока им примерно соответствовала. А с середины
— Призвана ли литература и сегодня — как об этом нередко говорилось прежде — воспитывать читателя?
— Любая хорошая литература заставляет думать, следовательно, воспитывает. Авторы подростковой литературы в большинстве своём тоже родители, куда же от воспитания скрыться? Но бывает, что родители находят ребёнку правильные книги, а сами в жизни вынуждены вести себя
Во всём должен быть здравый смысл. Вряд ли кому придёт в голову написать подростковую книгу о жизни маньяков. Или всерьёз описывать экзистенциальные кризисы (лакомая тема для взрослой литературы) среднего школьного возраста. В этом возрасте свои кризисы, свои проблемы.
— Вы написали книгу о первой любви
— В
— Однако ведь у героев ничего не получилось. И даже — в отличие, к примеру, от «Дикой собаки Динго» — ничего не осталось…
— Герой повзрослел и не озверел, даже напротив — стал человечнее, ответственнее. Конечно, хороших воспоминаний и прочей «светлой грусти» у него осталось немного, но с чего вдруг молодой человек должен жить воспоминаниями? Кстати, одна из ошибок подростковых авторов: героям прививается способность «светло грустить о прошлом лете». Нормальный подросток о прошлом мало грустит,
— Что допустимое во «взрослой» литературе, на ваш взгляд, запретно или попросту не нужно в юношеской?
— Взрослый читатель оброс жирком культурного и жизненного опыта, у подростка его слой гораздо тоньше. То, что взрослый понимает с полуслова, подростку приходится объяснять. Именно поэтому, а не в силу криворукости автора искушённые читатели замечают в подростковых книжках костыли, подпорки и прочее педалирование. Они забывают, что текст рассчитан
Отсюда напрямую вытекает и некоторая ограниченность тем и приёмов. Я убеждён, что в подростковой литературе недопустима откровенная эстетизация зла, его оправдание. Следовательно, приём «ищи хорошее в плохом» использоваться должен осторожно, ведь подросток может попросту не понять, что хотел сказать автор. Или понять совершенно превратно, подхватив только поверхность. Впрочем, если судить по школьной программе, к старшей школе люди уже должны вполне разбираться в литературных тонкостях и авторских замыслах.
— А если судить по жизненной правде?
-То есть соответствует ли школьная программа уровню учащихся? Здесь всё очень
— Может быть, они просто раньше прочитывают подростковую?
— Прочитывают. Квалифицированные читатели или те, кому помогают в выборе родители или библиотекари. Те, кто читает самостоятельно, стихийно, думаю, мимо специфических подростковых текстов часто проскакивают, к сожалению. Со мной было так, многие подростковые книги я прочитал уже в возрасте, когда заинтересовался темой. Ту же «Динго». А в юном возрасте я не «Динго» читал, я Кинга читал.
— Вы сумели снова ввести в юношескую литературу тему Великой Отечественной войны. Для чего сейчас беседовать с детьми о войне?
— Для того, что о ней не беседовали толком с начала
— Вышла новая ваша книга с несколько пугающим названием — «Мертвец». В чём замысел и, если уж на то пошло, воспитательная идея её?
— Книжка сочинялась лет шесть назад, в период увлечения вопросом «отцы и дети». Планировал написать цикл о жизни в небольшом провинциальном городке, чтобы в каждой истории поднималась определённая тема. Третья книжка, юмористическая, до сих пор не написана. Вторая, про любовь, как раз
Основная воспитательная идея? Не только родители должны понимать детей, но и дети должны стараться понять родителей. Понимать окружающих и учится довольно обозлённый главный герой.
— Иногда звучит мнение, что детской и подростковой литературы сегодня нет. Как вы относитесь к этому утверждению?
— Сторонники «небытия» детской литературы аргументируют свою позицию тем, что нет литературы как явления. Есть отдельные авторы, книги, достижения, но как институт детская и подростковая литература осталась в далёком прошлом, когда были… Тут обычно следует список того, что было раньше (кафедры на филфаках, критики, специализированные издательства и тиражи, имена, общественный резонанс) и что отсутствует ныне.
Но даже за час поверхностного изучения вопроса в интернете можно легко обнаружить обратное. Издательства есть, и крупные, и небольшие, у всех свои ниши, свой взгляд на книгоиздание, свой круг читателей. Я могу назвать более тридцати писателей, кто регулярно издаётся, бодро участвует в литературной жизни, конкурсах, семинарах. На самом деле авторов гораздо больше. Есть и критики, их мало, на всех детских писателей не хватает. Но зато свирепые. Есть ежегодные конкурсы в области детской литературы: «Книгуру», имени Сергея Михалкова, Крапивинский; многие взрослые конкурсы и премии имеют (или вводят), детские номинации. Проводятся фестивали детской книги и встречи с читателями от Калининграда до Сахалина…
С какими трудностями приходится встречаться подросткам? Как найти взаимопонимание? Многое ли поменялось в нашей жизни и что нужно сберечь? Об этом мы беседуем с писателем Эдуардом ВЕРКИНЫМ.
Где бы он ни жил — в Воркуте, как раньше, или в Иванове, как сейчас, — его книги всегда о реальной жизни.
— О детях сейчас нередко услышишь: «Они другие». Так ли это? Другие ли у них потребности — культурные, литературные?
—
Культурные и литературные потребности — дело вкуса, не поколения. Но время, конечно, вносит коррективы. Основное отличие детской литературы от подростковой, на мой взгляд, заключается в том, что подростковая литература, к сожалению, устаревает. Полка детской и малышовой литературы постепенно прирастает — к проверенной классике аккуратно присоединяются новые имена. А подростковая литература обречена быть «вечно молодой». Для нас приключения д%u2019Артаньяна были зубодробительным экшеном, для современных ребят это тягучая история про древних непонятных французов. Другое восприятие, другой темп, во всём (даже порой в литературе) смещение в сторону визуальной составляющей, пресловутая клиповость.
— Но ведь книги о д%u2019Артаньяне были написаны более полутора столетий назад! И даже то поколение, которому сейчас тридцать, ещё читало их с удовольствием. Несмотря на колоссальные исторические перемены, проистекшие с середины XIX века. Что же так радикально поменялось в последние десятилетия?
— Перемены были социальные, мировоззренческие, экономические, но плотность информационного потока им примерно соответствовала. А с середины
— Призвана ли литература и сегодня — как об этом нередко говорилось прежде — воспитывать читателя?
— Любая хорошая литература заставляет думать, следовательно, воспитывает. Авторы подростковой литературы в большинстве своём тоже родители, куда же от воспитания скрыться? Но бывает, что родители находят ребёнку правильные книги, а сами в жизни вынуждены вести себя
Во всём должен быть здравый смысл. Вряд ли кому придёт в голову написать подростковую книгу о жизни маньяков. Или всерьёз описывать экзистенциальные кризисы (лакомая тема для взрослой литературы) среднего школьного возраста. В этом возрасте свои кризисы, свои проблемы.
— Вы написали книгу о первой любви
— В
— Однако ведь у героев ничего не получилось. И даже — в отличие, к примеру, от «Дикой собаки Динго» — ничего не осталось…
— Герой повзрослел и не озверел, даже напротив — стал человечнее, ответственнее. Конечно, хороших воспоминаний и прочей «светлой грусти» у него осталось немного, но с чего вдруг молодой человек должен жить воспоминаниями? Кстати, одна из ошибок подростковых авторов: героям прививается способность «светло грустить о прошлом лете». Нормальный подросток о прошлом мало грустит,
— Что допустимое во «взрослой» литературе, на ваш взгляд, запретно или попросту не нужно в юношеской?
— Взрослый читатель оброс жирком культурного и жизненного опыта, у подростка его слой гораздо тоньше. То, что взрослый понимает с полуслова, подростку приходится объяснять. Именно поэтому, а не в силу криворукости автора искушённые читатели замечают в подростковых книжках костыли, подпорки и прочее педалирование. Они забывают, что текст рассчитан
Отсюда напрямую вытекает и некоторая ограниченность тем и приёмов. Я убеждён, что в подростковой литературе недопустима откровенная эстетизация зла, его оправдание. Следовательно, приём «ищи хорошее в плохом» использоваться должен осторожно, ведь подросток может попросту не понять, что хотел сказать автор. Или понять совершенно превратно, подхватив только поверхность. Впрочем, если судить по школьной программе, к старшей школе люди уже должны вполне разбираться в литературных тонкостях и авторских замыслах.
— А если судить по жизненной правде?
-То есть соответствует ли школьная программа уровню учащихся? Здесь всё очень
— Может быть, они просто раньше прочитывают подростковую?
— Прочитывают. Квалифицированные читатели или те, кому помогают в выборе родители или библиотекари. Те, кто читает самостоятельно, стихийно, думаю, мимо специфических подростковых текстов часто проскакивают, к сожалению. Со мной было так, многие подростковые книги я прочитал уже в возрасте, когда заинтересовался темой. Ту же «Динго». А в юном возрасте я не «Динго» читал, я Кинга читал.
— Вы сумели снова ввести в юношескую литературу тему Великой Отечественной войны. Для чего сейчас беседовать с детьми о войне?
— Для того, что о ней не беседовали толком с начала
— Вышла новая ваша книга с несколько пугающим названием — «Мертвец». В чём замысел и, если уж на то пошло, воспитательная идея её?
— Книжка сочинялась лет шесть назад, в период увлечения вопросом «отцы и дети». Планировал написать цикл о жизни в небольшом провинциальном городке, чтобы в каждой истории поднималась определённая тема. Третья книжка, юмористическая, до сих пор не написана. Вторая, про любовь, как раз
Основная воспитательная идея? Не только родители должны понимать детей, но и дети должны стараться понять родителей. Понимать окружающих и учится довольно обозлённый главный герой.
— Иногда звучит мнение, что детской и подростковой литературы сегодня нет. Как вы относитесь к этому утверждению?
— Сторонники «небытия» детской литературы аргументируют свою позицию тем, что нет литературы как явления. Есть отдельные авторы, книги, достижения, но как институт детская и подростковая литература осталась в далёком прошлом, когда были… Тут обычно следует список того, что было раньше (кафедры на филфаках, критики, специализированные издательства и тиражи, имена, общественный резонанс) и что отсутствует ныне.
Но даже за час поверхностного изучения вопроса в интернете можно легко обнаружить обратное. Издательства есть, и крупные, и небольшие, у всех свои ниши, свой взгляд на книгоиздание, свой круг читателей. Я могу назвать более тридцати писателей, кто регулярно издаётся, бодро участвует в литературной жизни, конкурсах, семинарах. На самом деле авторов гораздо больше. Есть и критики, их мало, на всех детских писателей не хватает. Но зато свирепые. Есть ежегодные конкурсы в области детской литературы: «Книгуру», имени Сергея Михалкова, Крапивинский; многие взрослые конкурсы и премии имеют (или вводят), детские номинации. Проводятся фестивали детской книги и встречи с читателями от Калининграда до Сахалина…