Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Под греческими звёздами (Часть 3)

Так осёл ты или верблюд?

Читать Часть 1: Кто же превращён в лебедя?

Читать Часть 2: Отчего столица названа её именем

 

Конечно, вы ещё долго будете бродить по Акрополю. Подойдёте к месту спора изобретательной Афины с прямолинейным Посейдоном. Там, вскоре после возведения Парфенона, также из белого мрамора воздвигли храм Эрехтейон.

 

Он сильно поврежден, но сохранившиеся стены, портик и кариатиды позволят воображению восстановить его изначально величественный облик.

Названный именем царя Афин Эрехтея, храм всё же был посвящён Афине и Посейдону. Хотя к Афине древние относились с особым пиететом, с последним вовсе не хотели ссориться, записав и его в свои покровители.

Неудивительно в этом свете, что особое место выделено для святилища, в центре которого был источник – дань морскому владыке и колебателю земли.


Величественные руины величественного храма

А у западного фасада в окружении четырёх ионических колонн долгие годы тщательно сохранялось  священное оливковое дерево – дань главной покровительнице Афин. Там и теперь растёт молодая маслина…

Вы не минуете возвышающийся на небольшом плато игрушечный в сравнении с Парфеноном храм Афины Ники.

Древние греки поклонялись здесь одновременно и своей главной покровительнице, и особому божеству по имени Ника. Она ассоциировалась с победой и изображалась с крупными крыльями за спиной.

Более поздние изваяния запечатлевают её уже без крыльев – так афиняне  убеждали себя, что теперь-то уж богиня победы не улетит от них. («Такая же, только без крыльев» – видно, Горбунков знал, что искать в комиссионках).

В глазах многих Афина и Ника вообще как бы слились в нечто единое. Похоже, что и сам храм оставался под сенью обеих богинь.

Построенный из традиционного белого мрамора зодчим Калликратом в пятом веке до новой эры, он простоял вплоть до конца XVII столетия, когда был разобран на блоки османскими янычарами. Тем понадобился материал для укрепления подходов к вершине Акрополя.


Некогда здесь поклонялись Афине и Нике

Однако спустя полтора века после «клинической смерти» храма археологи откопали «составные части», а специалисты по архитектуре и истории воссоздали его изначальный ионический облик.

К этому месту стоит подойти ещё и потому, что здесь произошло событие, давшее имя, возможно, самому прославленному морю древней истории – Эгейскому.

Именно отсюда бросился вниз афинский царь, увидев корабль своего сына Тесея, возвращавшегося после схватки с Минотавром под чёрными парусами. Белые паруса означали победу Тесея, чёрные – его смерть. Тесей же, одолев ужасное чудовище, не смог, естественно, противостоять богу Дионису, которому приглянулась его любимая Ариадна.

В расстроенных чувствах он и думать забыл о смене парусов. В итоге лишился отца, унаследовал его власть над Афинами, где снискал уважение своим умом и справедливостью.


Чёрный цвет беды…

А в память его несчастного батюшки, носившего имя Эгей, море стало зваться Эгейским.

Вы не будете торопиться, наслаждаясь всей этой древностью, восхищаясь талантами живших здесь когда-то людей, вспоминая обрывки легенд и обещая себе «освежить их в памяти».

Уже потом вы найдете немного высокопарные, но соответствующие увиденному строки Дмитрия Мережковского:

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, т
ёплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожд
ённой пеною морской...

…Но это будет потом, в другой жизни, когда вы расстанетесь с этим немыслимым великолепием. То есть, сейчас пора подниматься с этого камня, нависающего над Афинами, и спускаться вниз, в прямом смысле «с горних высей» в суматоху и кутерьму четырехмиллионного города.

К счастью, в нём еще немало островков той ушедшей эпохи – «золотого века» человечества. И важнейшие примыкают к подножью Акрополя.

Спускаясь с холма, вы минуете грандиозный, вмещавший до 17 тысяч зрителей подковообразный Театр Диониса.

По сути, этот белокаменный амфитеатр – место рождения театра как искусства. Культовые мистерии, прославляющие бога Диониса, постепенно, с появлением помимо хора и солиста, а затем двух и трёх, трансформировались к пятому веку до нашей эры в настоящие представления.


Здесь родился театр

Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан – вот авторы первых трагедий, драм и комедий. На некоторых мраморных сидениях можно разобрать высеченные имена обладателей «постоянных абонементов».

Неподалеку вас ожидает Агора, даже две – древнегреческая и римская. Древнегреческая Агора, то есть площадь народных собраний, была эпицентром и торговой, и политической, и культурной, и религиозной жизни афинян. Сюда приходили и по делам, благо тут размещались городские учреждения, купить и продать товар, но чаще всего для того, чтобы просто пообщаться, посудачить о последних новостях, перемыть косточки правителям.

Археологи утверждают, что первые поселения тут появились за тридцать веков до новой эры. Та Агора, памятники которой открыты вам сейчас, относится к шестому или пятому веку до новой эры.

Но лучше всего сохранился Храм Гефеста.

До недавнего времени он носил имя Тесейон, то есть посвященный блистательным подвигам победителя Минотавра и прочей нечисти Тесею. Считалось, что останки героя были перенесены сюда и захоронены в храме. Скульптурный декор действительно повествовал о его деяниях.


Храм Гефеста

Однако недавние археологические изыскания показали ошибочность этой версии. И храм из Тесейона стал Гефестейоном. То есть, как изначально и задумывалось первостроителями, посвящался богу Гефесту, покровительствовавшему кузнецам и другим ремесленникам. Мастера рукомесла, устраивавшие свои торговые ряды неподалеку, стремились как можно ближе жаться к его стенам.

Сверстник Парфенона и внешне похожий на его близкого родственника, Гефестейон оказался более везучим и сохранился лучше всех остальных древнегреческих памятников. И теперь знатоки въедливо выискивают ионические детали в его дорической архитектуре.

А вы будете ещё долго разглядывать эти древние камни. Постоите возле руин двух портиков – Царского и Пикили (Пестрого).

Последний получил это своё название, так как его стены пестрели бесчисленными фресками, рассказывавшими о славных битвах.

Здесь часто собирались для бесед философы. А поскольку по-гречески «портик» – «стоя», то и философов, среди которых верховодил прибывший с Кипра Зенон, стали именовать «стоиками», «из портика». А учение Зенона – стоицизмом.


Рафаэль Санти. «Стоики». 1511 год

Другой философ неподалеку отсюда в конце четвертого века до новой эры вёл свою последнюю дискуссию с оппонентами – членами Ареопага. Беда была в том, что оппоненты могли подводить итог в споре, потому как являлись вершителями правосудия.

Философа звали Сократ, а обвинялся он, в частности, в «развращении молодежи».

Все его доводы, что он лишь «задаёт вопросы» и учит молодых искать на них ответы и самим задаваться вопросами о добре и зле, не нашли понимания у судей. Совершенно же взбесил ответ на их предложение выбрать для себя наказание в виде «достаточного штрафа».

Как утверждается, ответ Сократа был таким: «Как же я могу предлагать себе наказание, если считаю, что ни в чем не виноват? Я даже думаю, что полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду – ну, например, обед за казённый счёт, потому что я ведь человек бедный».

Получавшие такие обеды члены Ареопага не простили издёвки и приговорили философа к смерти…

Всё это происходило вот здесь, где вы сейчас остановились в задумчивости.


«
Смерть Сократа». Художник Ж. Л. Давид, 1787

Ведь чуть поодаль, на небольшом холме примерно в те же времена с изящной мраморной трибуны выступали политические деятели и ораторы, предлагавшие и обсуждавшие законы. Собравшаяся толпа слушателей встречала их одобрением или осуждением, а желающие позже также высказывали своё мнение.

Тут собиралось до десяти тысяч афинян, так что место это получило прозвище Пникс – «давка».

А как же история с Сократом? Похоже, он перешёл невидимые границы, установленные правителями для любых дискуссий.

Что же касается римской Агоры, расположенной чуть в стороне, то представление о ней даёт упомянутая выше и находящаяся в ней библиотека Адриана. Этот римский император, как и другие его венценосные соплеменники, – в отличие от своих предшественников – персов, также завоевывавших Афины, куда больше строил, чем разрушал.

Иногда, впрочем, некоторые сооружения разбирали, чтобы их частями, в первую очередь колоннами, украсить Рим. И всё же Адриан много чего возвел в Афинах. А главное – довёл до конца начатое за шесть с половиной веков до того возведение гигантского дорического храма Зевса Олимпийского.

Благодарные афиняне в ответ воздвигли в честь кесаря памятник в виде арки, так по сей день и зовущейся Аркой Адриана. Она сохранилась не в пример лучше храма Зевса, от которого уцелели лишь некоторые колонны.


Арка Адриана

Арка же, изначально торжественно предвещавшая, что вы подходите к районам, построенным римским императором, одной своей стороной извещала: «это Афины, древний город Тесея». Для путника, проходящего под ней со стороны более старой части города, значилось: «это город не Тесея, а Адриана».

…Итак, у вас состоялось первое, довольно беглое знакомство с древними Афинами. Но история города продолжалась. Поэтому есть Афины Византийские – в XI  и XII веках тут было построено немало замечательных церквей.

Есть, наконец, Афины современные. Со всей этой автомобильной круговертью, загазованностью, толкотней и уличным гамом. Но и – насыщенной культурной жизнью. Ведь в городе имеется немало музеев, способных увлечь даже не слишком большого любителя древности – так богата событиями история Греции, да и экспозиции составлены мастерски.

В Археологическом музее вы задержитесь подле статуи Посейдона, которого узнаете по обломку трезубца. Её подняли из морской пучины, куда властелин морей бросил её вместе с кораблём римлян, рассерженный тем, что завоеватели похитили его изваяние из одного греческого храма.


Таким был Посейдон?

Немало других экспонатов, интересных сами по себе, овеяны подобными легендами…

В Музее Гуландриса  вы не без удивления увидите вполне современные абстрактные скульптуры, созданные многие тысячелетия назад.

История, запечатленная в эволюционирующих женских украшениях и национальных нарядах, не сможет оставить равнодушным посетителя Музея Бенаки.


В Музее Бенаки

Здесь же, как и в Византийском музее, экспонируется великолепная коллекция древних икон.

В Национальной галерее представлены мастера кисти – от Караваджо до Сезанна…

Но, выходя из этих храмов искусства, вы вновь окунаетесь в хаотичную уличную суету.


Афинский пульс

Впору вспомнить, что ещё в незапамятные времена наблюдательный автор одной из греческих комедий заметил: «Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осёл – коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд – коли покинул их, не жалуясь».

Каждому ли удается доказать, что он не верблюд?

Может, обсудить этот деликатный вопрос за кружкой-другой пенного? Но только если наливать его в украшенные картинами олимпийской благодати замечательные кружки-сувениры.


 

«Олимпийская» кружка. Аверс и реверс

Да и само пиво пусть будет напоминать о мифах.

Подойдет совсем неплохое местное, так и называемое – Mythos. То бишь, «мифы».

Владимир Житомирский

409


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95