Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Профессия для всех?

Заменит ли блогер профессионального журналиста

Сегодня уже глупо отрицать, что блогеры – часть медиасферы России; но какая часть? Отовсюду мы слышим, как эти люди то ссорятся с РПЦ, то с начальником одного банка, то друг с другом. Но кто вообще такие эти блогеры и как можно их охарактеризовать?

 

Что приходит на ум? Ну да, действительно: есть люди, снимающие видеоролики о том, как они гуляют по Москве и докапываются до прохожих; есть те, кто обозревает компьютерную технику за денежки от рекламодателей; есть другие – красящие своё лицо разными кисточками и тушью; ещё одни снимают, как играют в компьютер и шутят. Всё это, конечно, блогеры.

Есть и другой вид: те, кто занимается общественно важными темами. Блогеры этого блока высказывают своё мнение по политическим вопросам, делятся им со слушателями и зрителями, полемизируют с властью, выдвигают идеи для улучшения жизни в стране. Именно этот вид блогеров кажется самым значимым, потому как он влияет на медиасферу больше всего.

Попытка объяснить, что такое русский блогер, была предпринята на законодательном уровне. С 2014 по 2017 год существовал так называемый «Закон о блогерах», регулирующий их деятельность в соответствии с полномочиями Роскомнадзора. Тогда блогером был «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».

Ни о тематике, ни о направлении, ни о размерах, ни о принципах публикуемых материалов закон не говорил: в этой несобранности и хаосе была предпосылка к его неудаче. Ну как можно равнять одним законом людей, рассказывающих о разведении кроликов, и, например, снимающего видео юмориста или образованного интернет-пропагандиста? Общий знаменатель не нашли, закон не действует.

Нам на журфаке часто говорят о нарастающей блогосфере как серьёзной конкуренции профессиональным журналистам. Мол, любой, взявший в руки камеру, может обогнать журналиста в скорости выкладывания той или иной информации; любой пользователь твиттера сможет стать лидером мнения, потому что у него нет правил редакционной политики того или иного СМИ; блогер скоро станет популярнее журналиста, потому что каждый сможет высказывать своё мнение напрямую и будет иметь свою аудиторию. Но ведь всё это – совершенные глупости!

Конечно, очевидец события способен заснять и выложить видео происшествия быстрее, чем журналист, однако разве это является хоть чем-то кроме мимолётной новости? Где профессионализм при съёмке? Где захватывающий репортаж с интересным сюжетом и неожиданными ракурсами? Да, пожар психбольницы может заснять и блогер, однако создать большой и профессиональный материал может только образованный в этой сфере корреспондент.

Чьё кино вы бы выбрали: алкоголика Васи или Мартина Скорсезе?

Теоретически любой человек может высказываться в соцсетях о чём угодно, однако говорить, что он, в отличие от журналиста, не имеет сдерживающей политики, неверно. Страница в соцсети – не ваша личная собственность, а, грубо говоря, взятая на пользование у главы соцсети вещь; это то же самое, как спросить у одноклассника тетрадь и написать в ней что-нибудь, а потом сказать, что тетрадь принадлежит вам. Кроме того, писать что угодно, конечно, можно – однако законодательство РФ следит за употреблением тех или иных слов, за которые может наказать виртуального острослова реальным сроком. Поэтому, если присмотреться, ограничений у блогера в том же твиттере не меньше, чем у журналиста в СМИ.

Что касается аудитории блогера, то здесь всё очень спорно. У журналиста есть СМИ, у СМИ есть более-менее определённое количество читателей и зрителей, предпочтения и демографические данные которых в принципе известны. Блогер тоже может провести подобный анализ, но разве это будет нужно тем, кто на камеру рассказывает с какого-то перепуга о ситуации в той же Украине? Какая аудитория будет у дилетанта, если более-менее соображающие люди сразу распознают в нём непрофессионализм? Грубо говоря, дураков будут слушать и читать тоже в основном дураки. А тут высказывайся, как хочешь, или не высказывайся, всё равно: качество аудитории чаще всего зависит от качества контента.

Советую с опаской относиться к явлению блогеров: оно чрезвычайно сложно и неоднородно. Кто-то, разумеется, так и будет снимать на камеру свои ресницы, но те, кто хочет вертеться в общественно-политической сфере, должны быть образованными профессионалами. «...Считать, что всякий блогер — часть культуры, это всё равно, что в ХIХ веке объявить все девичьи дневники искусством прозы, поэзии и оригинальной мысли», – замечательно сформулировал похожую мысль Виктор Ерофеев.

Хорошим блогером будет тот, кто состоялся как профессионал в какой-то другой сфере и готов об этом понятно и интересно рассказать. Образованный профессионал – вот блогер; талантливый рассказчик – вот блогер; ответственный человек – вот блогер. В теории, конечно, а не в нашей реальности.

Но всё же.

Борис Поженин

340


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95