23 марта определилось и названо имя нового художественного руководителя Московского Художественного театра. Им стал Сергей Женовач — тонкий режиссер и педагог, ученик Петра Фоменко, худрук московского театра «Студия театрального искусства», зав.кафедрой режиссуры РАТИ-ГИТИСа c 2004 года (здесь Женовач стал преемником Петра Фоменко).
Режиссер Женовач — лауреат четырех «Золотых масок», Госпремии РФ, «Хрустальной Турандот», Премии Станиславского (1997) и Премии Солженицына (2015).
Он, пожалуй что, — человек традиции, художник традиции. Но явно понимает ее, согласно старой формуле, как «передачу огня, а не поклонение пеплу».
«СТИ», театр Женовача — в переулке за Таганкой, в крыле «Фабрики Станиславского» — канительной мануфактуры купцов Алексеевых, доставшейся основателю МХТ в наследство.
В очень красивом и стильном пространстве (оно дышит уютом 1900-х — и оно безупречно современно) прежде выходила одна (много две) премьеры в год.
И это всегда (за исключением пары учебных работ) были спектакли Сергея Женовача: точно выверенные, тонко простроенные, часто полные ностальгических деталей, но и яростного, вполне современного сарказма (скрытого за лирическим флером). «Мальчики» и «Брат Иван Федорович» по фрагментам «Карамазовых», «Захудалый род» Лескова, «Три года» и «Записные книжки» по Чехову, «Река Потудань» Платонова, «Записки покойника» и «Мастер и Маргарита» по Булгакову, «Москва — Петушки», блестящий «Самоубийца» Эрдмана, недавний «Заповедник» Довлатова.
«СТИ» (основанный в 2005-м) всегда был авторским театром. Не терпящим суеты. Воспитывающим свои спектакли в тиши. Да и своих актеров: почти вся труппа «СТИ» молода, почти все в ней — недавние студенты Сергея Женовача.
23 марта 2018 года Женовач перешагнул из этого камерного авторского пространства на истинную «фабрику Станиславского» — в Московский Художественный театр.
Олег Павлович Табаков в 2000 году принял МХАТ с двумя сценами — а оставил с тремя. На всех трех кипела жизнь, со стапелей беспрестанно сходили очень разные премьеры, испытывались и стартовали режиссерские судьбы. Тоже предельно разные: Миндаугас Карбаускис, Кирилл Серебренников, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Евгений Писарев, Константин Богомолов — все начинали взлет в художественном театре эпохи Табакова.
Нет сомнений: Художественный театр Сергея Женовача сохранит достоинство и качество.
Но каким он будет, чего будет стоить это кадровое решение авторской лаборатории театра «СТИ», как понесет ношу «главного театра страны» с его кипучей жизнью на высоких скоростях сам режиссер — покажет будущее. Сергей Женовач планирует вступить в должность 23 апреля.
Елена Дьякова