Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Юрий Каспарян о Цое и судьбе «ямахи» перед «Симфоническим Кино» в Ледовом

Накануне уникального концерта «Симфоническое Кино» в Ледовом Дворце RS пообщался с экс-гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном, чтобы подробнее узнать об этой необычной программе. Повод прекрасный — год 55-летия Виктора Цоя.

Многие видели записи репетиций «Кино» дома у барабанщика группы Георгия Гурьянова, на них присутствовали известные музыканты и, вообще, много интересных людей. Сергей Курехин — частый гость на этих записях. Но мало кому известно, как именно проходил процесс создания песен «Кино». Можете рассказать об этом?

Обычно Витя приходил, брал гитару и пел новую песню. Какие-то партии сразу приходили в голову. Часто он приносил уже почти готовую уже вещь. Показывал сразу: вот начало, вот соло в конце. А потом, где-то в 87-м году, так как это довольно сильное испытание — своим друзьям, с которыми у тебя прочные эмоциональные связи, показывать новые песни, он стал уже записывать все на кассеты. И давал просто послушать. Витя приносил рожденную песню, поэтому как именно она создавалась — об этом я ничего не знаю. Дальше мы занимались уже аранжировкой. Мы часто приглашали на запись разных музыкантов. Гаккель Всеволод Яковлевич участвовал. В «Начальнике Камчатки» Женя Губерман на барабанах играл, там можно сразу узнать его по прямолинейной манере игры. Не могу сказать точно, указан ли он на обложке. Сергея Курехина довольно много привлекали, его клавишные партии есть почти везде.

Альбом «Это не любовь» отдельно издавался в Корее с названием «Это Не Июъвь...». С чудовищными опечатками в русском тексте и неправильным порядком песен. В таком же виде альбом вышел и на виниловых пластинках. Какова судьба этого релиза? Были ли концерты в Республике Корея в его поддержку?

Единственное, что мы делали по заказу — это альбом «Последний герой». Его мы записали по просьбе нашего французского друга Жоэля. Вот, над ним мы отдельно работали, отправили ему исходники. Он также известен как «французский альбом».

Про Корею что-то не припомню я такого. Тем более, что «Это не любовь» звучит очень странно еще, записывали почти на коленке. Качество записи там оставляет желать лучшего, как и продакшн. Корейцам как раз интереснее была «Группа крови», которая имеет три разных версии исполнения, в том числе на корейском языке. Наших «живых» концертов в Корее тоже не было.

Какой самый интересный или нелепый слух о вас, с которым приходилось сталкиваться?

Ой, не знаю даже. Однажды я слышал выступление одного депутата, который. говорил, что мы работаем по заказу ЦРУ. Было странно услышать такое.

Как создавался проект «Симфоническое Кино», как составлялась программа, придумывалось оформление. Александр Цой создал видеоряд для проекта, вы принимали участие, обсуждали идеи и детали инсталляций?

Вообще, все началось с трибьюта группы «Кино» в «Олимпийском». Организаторы предложили Игорю Вдовину сделать несколько симфонических миниатюр, по несколько минут, для того, чтобы оркестр играл их во время чендж-овера, дабы красиво обыграть паузы, сделать их музыкальными. И это понравилось людям.

Тогда Игорю предложили сделать уже полноценный концерт. Так это все иначалось. Первый концерт прошел в «Крокусе» в ноябре 2010 года. Дальше идея стала все больше развиваться. Сначала я играл просто с симфоническим оркестром. Без ритм-секции. Не было баса, барабанов. Только контрабасы и оркестровая перкуссия. Это было тяжело, очень не ритмично. А группа «Кино» очень ритмична. Должно быть не просто ритмично, а еще весело. Чтобы хотелось танцевать, чтобы качало.

Следующим этапом мы добавили ритм секцию. А это соответственно повлекло за собой фактически переаранжировку всех произведений. В структуре закладывалась такая имитация битов и ритмических паттернов, которые отчасти перекладывались и на инструменты тоже, а не только не перкуссию. Стали все это аккуратно вычищать.

Была проделана большая работа. И, конечно же, посыпались идеи — а что бы еще сыграть? А, вот, давайте еще это добавим, так попробуем. Вчера я был в Москве, встречался с Игорем Вдовиным, к послезавтрашнему концерту готовили еще одну новую вещь. Жду не дождусь. Впервые исполнить с оркестром новое произведение это очень очень интересно. Тем более, что концерт в Петербурге, музыканты все знакомы с проектом, поэтому конечно... да, мы успеем все еще раз проработать.

По поводу видеоряда: я его не видел со стороны, только на компьютере. На концерте я стою к экрану спиной. Мы долго обсуждали стилистику, формат. Я пытался работать с другими людьми. Но, почти все, что предлагалось было мимо. Не понимали идею, на которой основан проект. А Саша сразу уловилсуть, что вполне закономерно и логично. Так все это хорошо устроилось и вместе срослось.

Какова судьба гитары, на которой записывались «Звезда по имени Солнце» и «Группа Крови»? Она все еще в строю?

Да, да, да. У меня. Она как запасной инструмент со мной всегда ездит. Я играю сейчас на «стратокастере», а та «ямаха» стоит рядышком. На случай, если вдруг струна порвется или еще что случится. Это хороший инструмент — старый, наигранный.

The Doors в свое время предпринимали попытку выступлений с вокалистом, похожим на Джима Моррисона, у участников группы «Кино» никогда не было мысли о чем-то подобном?

Существует же проект «Виктор». Кавер-группа такая. А если вы о том, чтобы я с кем-то играл. Не знаю... Пока еще никто не удивил настолько, чтобы реализовать нечто подобное. Я послушал Queen в таком виде. Странно конечно, это уже что-то совсем другое. Но, кощунственного в этом я ничего не усматриваю. Сам ничем подобным не занимался пока, мне сложно сказать. С другой стороны, мы с
«Ю-Питером» играли песни «Кино». Это была целая программа, мы в конце играли «Пачку сигарет», «Печаль» и еще что-то. Специально об этом не задумывался. Наверное, такое вполне возможно.

Какие альбомы и каких исполнителей обязательно должны быть у каждого?

За каждого человека не берусь говорить. Не знаю даже. Сам я люблю в конце вечеринки Rolling Stones послушать. Классику надо знать, мне кажется. Классика до сих пор интересна, во всех тех «старых» группах, 70-х, и может даже начала 80-х, чувствуются в музыке общее, ощущение надежды, что ли. Некое радостное предвкушение, что это только начало, а дальше будет круче. А сейчас такого уже нет. Печатаются стандарты или ищутся некие выходы немного в сторону от стандартов. Нет присутствия нового, необычного . Все равно, конечно, бывают прорывы. Nirvana, например. Мне нравится танцевальную музыку слушать. Найл Роджерс — настоящий хитмейкер. Кого-то еще выделить затрудняюсь, я редко музыку слушаю.

Вы серьезно!? А в машине?

В машине я за дорогой слежу. Я не меломан на самом деле.

Помните первый концерт, который Вы посетили? Когда это было и как?

Помню, мама рассказывала, что когда была беременна мной, она сходила на какой-то рок-концерт, и я там шевелился в утробе. (смеется)

А после рождения?

Так не припомню особенно. «Аквариум», возможно, был одним из первых. В то время некуда ходить было особенно. Еще вспомнился необычный рок спектакль, это был какой-то эстонский экспериментальный театр. Это была прогрессивная на тот момент группа. На заднем плане стояли мрачные мужчины в длинных хитонах с длинными волосами и играли на электрогитарах. Названия не помню к сожалению.

Если бы не было «Кино», чем бы вы занимались, как думаете? Какое самое странное дело, которое довелось попробовать?

Сложно сказать. Играл бы где-нибудь на гитаре, скорее всего. Начиналось все в довольно раннем возрасте, нам было 18 лет или 19. Все создавали новые группы. Хотелось попробовать.

Есть видео Вашего с Виктором выступления в Голливуде. Это единственное подобный случай или были еще предложения выступить за рубежом?

Да, это было в Парк-сити. Во время поездки с Рашидом Нугмановым, когда он представлял «Иглу» на фестивале американского независимого кино под руководством Роберта Редфорда (имеется ввиду «Сандэнс», — прим. RS). После показа мы с Витей сыграли акустику. До гастролей с концертами по Америке не дошло. Зато у Вити в Японии намечались гастроли. Они с Джоанной Стингрей летали в Японию, по приглашению некой крупной корпорации, аналогичной гиганту Sony. Не помню как она называлась. Много фотографий привезли в окружении японцев. Витя на них такой большой, а они такие маленькие вокруг. Он оттуда приехал воодушевленный в хорошем расположении духа. Мы стали репетировать. Намечались туры совместные с местными звездами. Несколько было таких команд. Они исполняли даже не совсем рок, а скорее такой эстрадный его вариант, с гитарами, барабанами. Они приезжали все с Витей знакомиться, общались. Это все могло бы развиться в очень интересную историю. Сакура. гейши, самураи, сакэ. 

Источник

1217


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95