Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Жестокие забавы вождя (Часть 1)

Естественно, что после смерти Сталина, после выступления Хрущева на ХХ съезде наша всегда передовая интеллигенция, живо и даже трепетно откликающаяся на смену власти и на открывающуюся возможность найти наконец ответ на вопрос «кто виноват?», мужественно бросилась обвинять Чиаурели в том, что именно он повинен в культе личности, так как получил много наград и жить ему при Сталине было очень легко.

Не будем сейчас уточнять, кто, в том числе и в кино, внес свою лепту в культ личности вождя, скажем только, что Михаил Чиаурели, талантливый режиссер, тяжело переживал эти нападки и, насколько я знаю, не пытался защищать себя с трибун.

Чиаурели действительно был давно лично знаком со Сталиным. Вождь иногда даже приглашал кинорежиссера к себе на дачу – поужинать, побеседовать о разных разностях. Иногда – поиграть в шахматы. Сталин не очень хорошо играл, но одна-две партии давали ему возможность хоть немного отвлечься от государственных забот. Об одном таком шахматном сеансе Чиаурели и рассказал незадолго до своей смерти.

Шахматный сеанс

В тот раз Сталин пригласил кинорежиссера к себе довольно поздно, около полуночи. Он уже отпустил прислугу, поэтому сам положил в тарелку гостю скромное угощение, налил бокал легкого вина и предложил сыграть партию. Он был задумчив и молчал за игрой. Чиаурели, естественно, не решался мешать его мыслям. Так, в полном молчании, они некоторое время передвигали фигуры. Но вдруг Сталин, думавший над очередным ходом, не отрывая глаз от шахматной доски, чуть покачал головой, хмыкнул и негромко сказал: «Приснится же такое!» И замолчал. Прошло еще несколько минут. Сталин снова, задумчиво глядя на шахматную доску, покачал головой и с тяжелым вздохом повторил: «Приснится же такое!»

Чиаурели не посмел спросить, о чем идет речь, но на этот раз Сталин сам пояснил: «Понимаешь, приснилось мне недавно, что ты стоишь рядом со мной и целишься в меня из пистолета...» Эти слова он произнес негромко и не отрывая глаз от шахматной доски. И только с последним словом поднял голову и посмотрел на гостя испытующе. Чиаурели похолодел. Зачем Хозяин рассказывает ему об этом? Что ему ответить? «Нет-нет, я не мог присниться вам в таком виде»? Глупость! Клясться в верности? Глупость не меньшая! Отшутиться? Но Сталин не был настроен на шутливый лад. Чиаурели смолчал. Только позволил себе чуть пожать плечами: мол, что я могу на это ответить?..

А Сталин, все не отрывая своих рысьих глаз от лица друга, еще раз повторил: «Приснится же такое!» И сдвинул фигуры на шахматной доске, давая понять, что игра закончена. Помолчал, раздумывая о чем-то, и сухо предложил: «Уже поздно. Оставайся у меня. Поспишь на диване». В соседней комнате на диване уже лежала стопка свежего постельного белья. Хозяин сам постелил простынку, взбил подушку, расправил одеяло. «Ложись. Спи». И с этими словами вышел из комнаты, плотно прикрыв за собой дверь.

О сне не могло быть и речи. Тревожные мысли проносились в голове Чиаурели. Зачем все это было нужно ЕМУ? Придумал ОН этот сон или он действительно приснился? В любом случае – зачем рассказал о нем своему гостю? Что задумал? У Сталина ничего не бывает «спроста». Вот и белье, которое он постелил на диване, было приготовлено заранее – он все спланировал. Чиаурели перебирал все возможные варианты объяснения того, что произошло и чем это могло для него кончиться. Впрочем, чем это могло кончиться, он понимал хорошо.

Прошло какое-то время, наверное не меньше часа, как вдруг послышался щелчок выключателя, шаги и легкий скрип открываемой двери. В комнате сразу посветлело. «Не дай Бог, если он поймет, что я не сплю. Подумает, что совесть моя нечиста». Чиаурели закрыл глаза. По звуку шагов понял, что Сталин приближается к дивану, вот подошел вплотную и недвижимо встал над своим гостем, видимо, рассматривая его лицо. «Лишь бы не дрогнули веки, лишь бы не дрогнули веки! – думал гость. – Если он заметит дрогнувшие веки, поймет, что я притворяюсь спящим. И тогда Бог знает, что он сделает...» Эти несколько минут были, может быть, самыми страшными в жизни Чиаурели. Затем Сталин тяжело вздохнул и медленным шагом направился к двери. Она снова скрипнула, в комнате опять стало темно, и вслед за тем в соседней комнате щелкнул выключатель. Все затихло...

Чиаурели не спал всю ночь. Рано утром оделся, умылся, сестра-хозяйка принесла ему завтрак, он что-то съел для вида и уехал. Никто не чинил ему никаких препятствий...

Рассказав все это друзьям, Чиаурели горько усмехнулся: «А они говорят, что мне было легко при нем...»

Обратите внимание – какая грандиозная драматургия! Двое. Шахматы. Почти нет слов. И вдруг бормотание: «Приснится же такое!» И снова молчание. В каком страшном напряжении этот второй – которому адресованы полувнятные слова! И рассказ о чудовищном сне. И опять напряженное, безвыходное молчание. И можно только догадываться – что происходит в душе у Чиаурели, когда он не может сказать ни слова в свою защиту! А какая режиссура! Как «поставлены» свет, звук! Щелчок выключателя. Скрип двери... На полу темной комнаты возникает световой прямоугольник. В этом луче ЕГО фигура. Темная, зловещая. И кульминация напряжения – он стоит над своим якобы спящим другом. И финал – тяжелый вздох и удаляющиеся шаги... Конечно, все это рассказано режиссером. Но только режиссер и мог все это увидеть и оценить. А теперь зададимся вопросом: для чего все это было нужно Сталину?

Мы говорили о «сигналах», которые он иногда подавал. О притчах, которые разыгрывал. Но вся эта сцена из фильма ужасов не могла быть рассчитана на то, что Чиаурели расскажет о ней своим друзьям или знакомым. Он никогда бы этого не сделал. Да и Сталину это зачем? Припугнуть старого друга? Но он и так был послушен ему, как агнец. Насладиться его страхом? Но и так вокруг – сплошной страх.

Был же случай, когда в Москву приехал его друг молодости из Тбилиси. Сталин вместе с ним учился в семинарии. Друг стал священником. Однажды Сталин вспомнил о друге и пригласил его в Москву – повидаться. Священник приехал, остановился в гостинице и долго думал, в чем прийти в Кремль – в церковном одеянии или в мирском? Решил, что к Сталину правильнее будет – в мирском. В назначенное время его принял Сталин. Увидел вошедшего, спросил: «Что ж ты не в рясе?» «Я решил, что неудобно к тебе в рясе», – смутился священник. Сталин поднял палец вверх, к небесам. Сказал, прищурившись, не без удовольствия: «ЕГО не боишься? Меня боишься...»

На мой взгляд, есть еще два объяснения «спектакля» с Чиаурели. Первое – несколько экзотично, но вполне правдоподобно. Сталин решил продемонстрировать известнейшему кинорежиссеру, что он – Сталин – мастер и в его профессии. Сам великолепно придумал, сам поставил, сам сыграл главную роль. А тяжелый вздох над диваном – это, кроме всего прочего, грусть по своему собственному таланту, который он, Сталин, «зарыл в землю, чтобы отдать всего себя людям, делу мирового пролетариата и построения коммунизма...». Повторяю: это объяснение несколько экстравагантно. Но я бы не отбрасывал его.

И второе объяснение – самое простое, хоть и самое тяжелое. Болезнь подозрительности. Вид шизофрении. Та самая болезнь, в которой он, видимо, отдавал себе отчет и о которой однажды сам сказал Хрущеву: «Я погиб, Никита. Никому не могу верить. Даже себе иногда не верю». Вот он и решил поведать другу о своих страданиях. Но все равно – поведал в любимой им драматической форме. Рассказал так, что возник при этом глубокий психологический Театр. И тут я пишу слово Театр с большой буквы и безо всяких кавычек.

Генрих Боровик

Источник

434


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95