Итак. Некоторое время тому назад, я наконец-то осознал: вот оно! Идея для нового полного метра! Она интересна, она любопытна, она почти совершенно, из неё можно лепить всё что угодно здесь и сейчас – и не будет даже никаких торможений в письме – эдак можно все сто страниц расписать за неделю, а то и меньше.
Но сработала привычка, наработанная ещё во ВГИКе – прежде чем писать, надо хорошенько всё обдумать. И дело касается не только синопсиса. Дела касается всего по порядку: логлайн, где в 25 слов хорошо бы уместить все нюансы задумки и продемонстрировать, чем она хороша, опять же синопсис, краткую версию, расширенный синопсис, поэпизодник… хорошо бы название. Ещё лучше – библию персонажей, с фотографиями «актёрских типажей». Броскую заявку с красивой аннотацией, референсами, чуть не слоганом. И название. Вы думаете, легко придумать хорошее название? Нет ничего сложнее! Да и к тому же, его всё равно придётся в какой-то момент менять, так что дни и недели мучений, потраченные на поиски нужного словосочетания можете заранее считать бесполезными. Но полезные, или нет – потратить придётся!
И вот уже где-то на этих этапах, где-то посередине, немного притормозив с написанием, собственно, текста, начинаю понемногу разочаровываться в такой прекрасной задумке. Как же так? Я ведь так долго к ней шёл. Сценарные гуру гласят – значит она не стоит того. Если не можете нормально, ёмко, красочно, эффектно пересказать сюжет в логлайне – значит плохая идея. Если синопсис, поэпизодник где-то серьёзно провисают и нет возможности эти «провисы» починить, значит надо придумывать всё заново. Если придуманные ситуации не выражают, не характеризуют персонажей, а персонажи попадают в ни в чем мотивированные ситуации – значит плохо и там и там. Плюс ко всему, проделав столько «дежурной» работы, волей-неволей начинаешь относиться к казавшейся оригинальной идее, как вторичной, неуклюжей, глупой.
На этом моя работа над новым полным метром благополучно приостановилась. Я был в поисках иных идей, ну и продолжал работать над старыми, испытывая ни с чем не сравнимую вселенскую тоску. Шучу! Тосковать, конечно, не время! Однажды, а буквально позавчера я решил отбросить весь свой опыт и все свои привычки, наработанные ещё во ВГИКе и просто начать писать. Бессистемно, просто по-варварски! Как вижу. С первой ко всем последующим минутам-страницам. И знаете что? За день написал тридцать страниц. Весь первый акт с началом второго. Давно такого не было! Что же произошло с историей в момент непосредственно письма? Как же все те недочеты, выявленные при неудачных попытках расписать синопсисы и логлайн? Большинство моментов просто сгладилось и сошло на нет. Персонажи приобрели неожиданные для меня, интересные, но и характерные, глубокие черты. Проявились какие-то тонкие грани задумки, что были совсем не очевидны на «теоретическом этапе». Может быть, это и есть вдохновение? Нет, и еще раз нет, я против этого слова, об этом тоже писал здесь. Это правильная, рабочая инерция, это складывание одного с другим, это плодотворная спонтанность. Многое придется вырезать – но уже позже. Но, по-крайней мере, я уже представляю, с чем работаю. Я ощущаю это как произведение. Еще не оконченное, но уже произведение. Раньше это был просто призрачный проект, как бы он мне не нравился. А сейчас это камень. Так что мой совет – пишите первый акт как можно скорее, не тормозите себя! Думать будете потом. Да, конечно, странно, наверное, писать логлайны и синопсисы уже постфактум, но, видимо, делать это заранее – тоже особый талант, данный не каждому, либо такой, что ещё нужно заработать не одним десятком полных метров.
Хотя, конечно, рано я радуюсь. Говорят, что первый акт самый сложный. Что вся задумка начинает задумываться - с последнего, надо хорошо продумать, чем история кончится и к чему она приведёт зрителя. А первый сложный – здесь надо максимально изящно и интересно укомплектовать массу «дежурного» материала – познакомить зрителя со всеми персонажами (со всеми! Исключения редки), в особенности познакомить зрителя с главным героем и максимально быстро заставить зрителя этому герою сопереживать, заявить отложенное событие (уже с самого начала зритель должен томительно ожидать некое событие, что должно произойти ближе к концу), после знакомства с персонажами желательно поставить их в характерные драматические ситуации, в которых мы глубже поймем все личные и все межличностные конфликты, отношения. Помимо того, надо не давя на зрителя, каким-то образом внедрить в него целый вагон совершенно бесполезной, но обязательной информации: кто кем работает и почему, у кого какая семья и какое прошлое, почему дело происходит в таком-то городе, почему эти люди дружат, а эти враждуют… При этом сохранять темп! Не позволять зрителю заснуть! Заинтриговать зрителя! Так почему же я рано радуюсь, раз справился с таким сложным первым актом?
Вроде бы от первого до третьего весь этот промежуток и стоит заполнять различными аттракционами, перипетиями, меняющими отношения, состояния, статусы… А это ещё сложнее! Сложно наполнить середину чем-то важным. Потому что по существу мы уже всё рассказали через начало и конец. Середина должна связывать всё почти автоматически, но как сделать эту автоматичность интересной, увлекательной и осмысленной? Вот тут-то уж точно не помогут никакие штудии. Тут всегда пускаешься в тёмный лес.
Похожие материалы: