Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Когда из мира уходит милосердие…

На вопрос журналиста Н. Ивановой «Как отражается сегодня на семье утрата гуманистических ценностей?» отвечает психолог А. С. Спиваковская.

— Все хотят быть хорошими родителями, но не у всех это получается. Что, на ваш взгляд, определяет успех воспитания?

— Самое главное, чтобы родители с первых минут жизни малыша окунулись в огромную, даже безграничную любовь к ребенку. Нежность и ощущение тепла — вот что должен почувствовать ребенок с первых минут жизни и ощущать это постоянно.

Так можно и «перекормить любовью»! Например, бабушек часто упрекают именно в этом.

— Я считаю, что любовью перекормить нельзя. В любом детском возрасте, не только в младенчестве, чем больше любви, тем лучше для воспитания. Истинная любовь никогда вреда не принесет.

— Истинная? Но каждый ее понимает по-своему!

— Верно. Я читаю лекции для родителей, и, когда прошу: поднимите руки те, кто любит своего ребенка, в ответ хохочут — странный вопрос! И все поднимают руки. Тогда я прошу: пусть поднимут руки те, кто абсолютно уверен, что каждый момент жизни ваш ребенок уверен, что его любят. Растерянность, смятение — а как это? Оказывается, нужно не просто любить, а чтобы в каждый момент жизни ребенок ощущал вашу любовь. Это далеко не одно и то же! Как достичь такого? Для этого нужно ориентироваться в общении с детьми не на себя, а на него. В каждый момент воспитания поставьте себя на место ребенка, войдите в его роль и посмотрите на мир его глазами. И вы поймете тогда, что ох как часто вы не правы, когда, повысив голос, приказываете ему, а не просите.

— Настало время научного отношения к семейной стратегии?

— Я бы сказала, не научного, но осознанного, когда человек понимает, что и как он должен делать. Речь идет не только о необходимости овладеть какими-то навыками. Главное — «душа обязана трудиться». Помните эту строку у поэта Николая Заболоцкого? А что это значит? Человеку свойственно стремление к правде, добру и красоте. Эти стремления входят в определение духовности. Творческая тяга к правде, красоте и справедливости не возникает в ребенке сама по себе, а должна быть передана воспитателем. Если родители сами верят в добро, любовь и справедливость, у них вырастут хорошие дети, если же нет — результаты воспитания непредсказуемы,..

— Работа души предусматривает, по-моему, умение быть терпеливым.

— Способность к терпению надо в себе воспитывать каждому родителю — это ему обязательно пригодится. Мне кажется, что одна из главных родительских педагогических проблем сегодня как раз в нетерпимости. Нас, к сожалению, никто не учит, что терпение — большая ценность.

— Это ведь и терпение к другой точке зрения, а из терпения возникает терпимость, и это очень важно!

— Но кроме терпения нам сегодня еще не хватает веры, и дефицит веры больно отзывается на детях. Увы. общество утратило способность верить в хорошее, сильное, доброе в каждом человеке, и это имеет разрушительные последствия в семье. Я все чаще сталкиваюсь с тем, что родители не верят в сына или дочь и при первом же их проступке стремятся прилепить им ярлык. Да еще какой! Первоклассник принесет домой чью-то книжку или ручку и уже слышит: «Ты будешь вором!» А почему сразу — вор? Ведь детям свойственна такая обезьянья реакция, и они тащат в дом игрушки и мелочи вовсе не из дурных побуждений. А тут им фазу приклеивают ярлык! Вот так мстит за себя отсутствие в обществе веры в человека, веры в себя, в то, что я — хорошая мать или я — хороший отец, у которого не может быть плохого ребенка. Увы, такое отношение часто ломает личность человека еще в детстве.

— Вы заговорили о самом больном, о том, как отражается исчезновение в нашем обществе веры в человека на семье, на здоровье ее членов.

— Самым негативным образом отражается! Я с этим сталкиваюсь постоянно в консультации и могу привести множество примеров того, как отсутствие веры в себя, в своего ребенка приводит к самым тяжелым последствиям. К сожалению, болезнь общества перешла в семью.

— А кто же будет ее лечить?

— Прежде всего сама семья! Никогда не спешите наказывать маленького человека и тем более выносить на всеобщее осуждение его проступок. Разберитесь сначала, что за ним стоит. Помните, что очень часто именно отсутствие веры самых близких — матери и отца — толкает ребенка или подростка к негативным шагам. А все оттого, что родители переносят в воспитание модели, существующие в наших социальных отношениях, согласно которым мы долгие годы раскрашивали человека и его поступки только двумя красками — черной и белой. Хорошо и плохо — вот и вся палитра красок для восприятия человека! И не думаем мы, что есть разное «хорошо» и разное «плохо» и что порой нет границ между тем и другим. Ведь многое зависит от того, как посмотреть на хорошее и плохое. Увы, диалектика восприятия жизни напрочь отсутствует в системе воспитания. Разве мы допускаем, например, что могут быть две верные точки зрения? Вот и спешат родители привычные клише, взятые из общества, наложить на растущую личность. А если есть ярлык, сразу идет социальная санкция, рушится контакт с ребенком, он уже не верит ни матери, ни отцу и уходит в себя.

— Какими же средствами располагаете вы, семейные психологи, для лечения болезней семьи, в том числе и той, о которой вы рассказали?

— Семейное консультирование, психокоррекция семейных отношений и воспитания — это не только помощь конкретным людям, но и, как мне кажется, тот островок, благодаря которому общество со временем может вернуть утраченные гуманистические ценности. Из мира уходит добро, милосердие, сопереживание. И сейчас, когда поставлена задача содействовать утверждению нового человека, человека-личности, возвращение к обществу, где ценится человек и неповторимость его личности (а это важная и непростая социальная задача), в решение ее должны активно включиться не только психологи, которых пока что до нелепости мало, но и родители, школа, вузы, общественные организации.

— Это программа долгосрочная, а что делать сегодня? Что вы посоветуете родителям, у которых в этом году родился малыш?

— Все то же — учитесь любить своего ребенка! Видели ли вы когда-нибудь родителей, которые бы играли на людях со своим ребенком? Как обычно с малышами гуляют? Посадят в песочницу, а родители, бабушка, дедушка сидят себе на лавочке, окриком, замечанием одергивая ребенка: «Не пачкай платьице!», «Не трогай скамейку, она грязная!» Я наблюдала как-то во время отдыха на Кавказе семью англичан, которые на глазах изумленной публики прямо на пляже самозабвенно, словно дети, играли со своими малышами, строили вместе с ними замки на песка, ничуть не заботясь о том, что ребятишки порядком извозились. У наших родителей культ костюмчика, чистенького платьица возобладал над пониманием того, что малышу очень важно и очень нужно потрогать руками глину, песок и потопать ногами по луже. Вот когда он такого желания не испытывает, надо задуматься о его здоровье! Я в консультации проводила специальный эксперимент и убедилась — ни одна мама не решилась поиграть с ребенком при посторонних. А почему? Потому что мы, взрослые, зажаты, мы стесняемся свободного проявления своих чувств. Вспомните, как часто в детской поликлинике можно увидеть такую сцену: малышу надоело чинно сидеть, он побежал по коридору, а на него со всех сторон шикают. Или такое — мама ведет из детского сада ребенка, он споткнулся и упал в лужу, и сразу же — шлепок, ругань. А почему? Все оттого, что утрачена в обществе ценность личности человека!

— Недавно восьмиклассница, дочь моих друзей, дала мне прочитать ответы на вопросы анкеты, которую ребята придумали сами для себя и поставили условие отвечать только честно.

Меня поразило, что на вопрос, как ты оцениваешь себя, большинство ответили негативно. Кто назвал себя нахалом, кто лентяем, а один, ссылаясь на характеристику родителей, написал: «Я — хулиган, негодяй и бездельник»!

Тут вина родителей! Ведь они должны с детства внушать ребенку, что он — единственный и неповторимый. Но слышали вы когда-нибудь, как на работе женщины говорят друг с другом о своих детях? Как правило, они жалуются, что ребенок что-то натворил, не послушался, надерзил… У нас принято прилюдно обсуждать недостатки поведения ребенка. Кто-то говорит о сыне: «Он хулиган, он бесчувственный и лживый» — и ждет сочувствия, перекладывая таким образом на сына недостатки своего воспитания. Язык не поворачивается сказать: «Мой ребенок замечательный, он лучше всех!» Не дай бог, еще подумают, что я хвастаюсь! А ведь это не хвастовство, потому что для вас ваш ребенок должен действительно быть самым лучшим!

— А не кажется ли вам, что, поступая так, мы тем самым подтолкнем сына или дочь… к плохому поступку, ведь им внушали, что они неповторимы.

— Все зависит от того, как много вы успели заложить в ребенка моральных ценностей. Если в семье он ощущал свою личность, если видел, что ему доверяют, то шансов на сбой и срыв всегда меньше, чем когда ребенку твердят, что он плохой. Ведь если человеку постоянно говорить: «Ты — свинья», он однажды и захрюкает! Одна мать, с которой я занималась в семейной консультации, сказала: «Вот уж не думала, что можно так много добиться, работая поощрением в „зоне недостатков“ моего сына!»

— В «зоне недостатков»?

— Речь идет о каких-то трудностях у ребенка; скажем, у сына страхи, излишняя робость или агрессивность. Какой у родителей в этом случае сложился стереотип поведения? Наказать, покарать! Это очень плохо, потому что, работая похвалой в «зоне недостатков», внушая робкому, что он — сильный, вы быстрее добьетесь, что он и впрямь станет таким!

— Какой наиболее распространенный симптом болезни семьи, отражающий утрату в обществе человеческих ценностей?

— Часто встречаются случаи, когда ребенок не может найти своего места в детском коллективе и отказывается посещать детский сад. Психологической причинностью такого явления порой оказывается закрытое «я», т. е. у ребенка искажено или задавлено ощущение своей ценности, нет веры в себя, и отсюда его боязнь оказаться «на виду» у других людей.

— Вот вы коснулись проблемы конфликтов малыша с детским садом. Но что за ней стоит? У нас в консультации я оказалась однажды свидетелем вашей беседы с мамой малыша, который отказался посещать детсад. А почему? Оказывается, воспитательница, увидев, что мальчик не спит днем, пригрозила, что «зашьет ему глазки»!

— Да, слово исцеляет, и оно же может убить. Поэтому мы в консультации прежде всего учим матерей и отцов умению разговаривать с ребенком. Иногда для некоторых родителей достаточно только изменить тембр голоса и результат воспитательной работы поражает! Кстати, сердитый голос, металл в голосе дает в воспитании временный успех, а ласковый, теплый голос помогает надолго закрепить свою победу.

— Мне не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что надо моему ребенку!» И такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Как вы относитесь к такому запрограммированному подходу к воспитанию?

— Я категорически против такого подхода! Но беда в том, что такой стереотип у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя полностью властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что хоть ребенок и мой, но у него свои ценности, и мой долг помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу по-другому: это мой ребенок, и я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

— Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят с учетом своих ошибок помочь сыну или дочери их избежать.

— Вот-вот! Но возникает такое суждение оттого, что у родителей нет веры в то, что сын или дочь правильно выберут свой путь самостоятельно. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Я изучала мотивы и цели, который ставили в своей системе воспитания родители, И что же выяснилось? Увы, такого мотива, что мой ребенок — ценность и пусть он реализует свои ценности, практически не было! Зато преобладал другой мотив — пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!

Этот мотив оказался распространенным еще и потому, что в годы застоя многие представители старшего поколения не сумели реализовать себя как личность.

— И когда у нашего сына или дочки жизнь не получилась, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты родители.

— Я согласна с вами, но следует иметь в виду то, что в этом опять-таки виновато общество. Ведь старшее поколение оказалось носителем серьезных социальных болезней нашего общества, мы заразили наших детей, тем более что болезни эти утвердились и в нашей воспитательной системе. Так что теперь нам предстоит излечиться от них самим и излечивать своих детей!

— Слушая вас, я припомнила такой случай. Сын моей подруги, десятиклассник, упрекнул мать в том, что она его неправильно воспитывает: «Сейчас выживают циники, а ты меня настраиваешь на лирику, доброту!» И привел сокрушительные примеры процветания циников и прозябания лириков.

— Вопрос очень непростой: учить детей приспосабливаться к обществу или жить по законам своей совести? Сегодня мы пожинаем плоды такого приспосабливания. Растет число матерей, которые сдают в детский дом своих детей, и растет число детей, которые сдают своих стариков родителей в приют. Вот они, печальные издержки нашего потребительского общества..,

— Потребительского?

— Да, я не оговорилась и хочу пояснить свою мысль. Принимая во внимание установки общества, родители учили детей ценить не красу души человека, не его доброту, характер и готовность прийти на помощь, а умение человека достичь в жизни высокого служебного положения, не считаясь с тем, что он жестокий и хам. А если о человеке судят по его служебным достоинствам, а не по тому, насколько он совестлив и милосерден, то ведь это и есть критерий общества потребления. И сегодня мы с тревогой заговорили о том, что у нас в стране произошло некое отклонение от социализма, и это проявилось в изменении критерия оценки человека, когда было принято судить о нем не по тому, насколько полно отдает он обществу свои силы и творческие способности, а по тому, есть ли у него высокая зарплата, квартира, дача, машина.

А начало всему этому? Школа! Она оценивает ребенка, хороший он или плохой, пятерками, четверками, тройками и двойками. И вот пятерку получил ябеда, но все равно в глазах школьной общественности он хороший! А если ты честно заработал тройку и всегда заступаешься за тех, кто слабее, ты все равно середнячок… А ценить-то надо прежде всего усилия! Одному математика легко дается, а другому тройка дороже пятерки. Но нет, на него уже навесили клише троечника. Сколько же в этих троечниках загублено одаренных личностей! У меня негативное отношение к новому подходу в трудовом обучении. Мы много сил и средств тратим на создание комплекса для воспитания в труде, но это не дает плодов, пока труд не станет для детей радостью. Но откуда ей быть, этой радости, если у нас трудом наказывают и дома, и в школе. Плохо себя ведешь — мой полы! Получил двойку — убери класс после уроков!

Откуда всё это? От общества потребления, где важно не то, как ты потрудился и сколько вложил творчества в работу, а результат. Примем результат не столько для общества, сколько для себя лично. Родители приходят с работы, где их труд не ценят, и дети слышат: «Надоело!», «Устал!», «Хоть бы денек не ходить на работу!» На глазах у детей происходит отчуждение труда от личности человека. Труд — сам по себе. Личность- сама по себе…

— Конечно! Ведь только тот, кто увлечен своей работой, ждет следующего дня, чтобы ее продолжить, хотя порой неделями ему не удается выспаться! Такие люди обычно не жалуются, они торопятся жить и живут жадно, заражая окружающих своим увлечением. И дети у таких людей чаще всего выбирают их профессии. Потому что они видели счастливое лицо отца или матери, когда те вдохновенно рассказывали о работе!

— Верно. И я как специалист-психолог, имеющий дело с детьми и родителями, которых общество наказало тяжелой болезнью отчуждения, убеждена: как только мы научимся оценивать личность человека по его творческому участию в труде, общество получит огромный выигрыш, излечившись от этой застарелой болезни, которая мешает нам двигаться вперед.

Автор: психолог А. С. Спиваковская

По материалам сайта worldwomans.com

787


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95