В апреле произошли два важных события, связанные с именем Астафьева. В Москве родным писателя вручена Солженицынская литературная премия, посмертно присужденная в этом году Виктору Петровичу, а также представлена новая книга лауреата.
Да, спустя восемь лет после смерти Астафьева в свет вышло его новое произведение (800 страниц!) — никем нежданный венец всех трудов и всей жизни Виктора Петровича.
Книга «Нет мне ответа…»* — уникальный свод астафьевских писем, по крупицам собранный известным сибирским издателем-подвижником Геннадием Сапроновым, публикуется не по адресатам, как это принято, а в хронологическом порядке. Такое построение текста впервые дает нам возможность прикоснуться к судьбе писателя в сложном сцеплении трагического и счастливого, личного и общенародного.
Книга имеет подзаголовок: «Эпистолярный дневник.
В 1956 году он пишет другу: «Даже неудачная вещь многому учит. Иногда, пожалуй, больше, чем удачная. Лишний раз это меня убеждает в том, что надо поменьше выдумывать. Ведь моя биография — это кладезь, который едва ли за жизнь вычерпаешь…»
Письмо — скоропись души, жанр сиюминутный и часто бытовой. Тем поразительнее видеть, как астафьевские письма, сотканные из давно канувших повседневных событий и подробностей, складываются во
Радуясь и плача, умиляясь и досадуя, негодуя и терзаясь вместе с Виктором Петровичем, мы вдруг к последним страницам остро почувствуем всю неслучайность и своей судьбы. Будто
Эпиграфом к книге взяты заключительные слова из повествования в рассказах «Царь-рыба»: «Все течет, все изменяется — свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа».
Геннадий Сапронов в предисловии, написанном с сыновней нежностью и сдержанностью, так вспоминает о замысле необычного издания: «Он (Астафьев. — Ред.) никогда не вел дневниковых записей. У него была изумительная память, поражавшая своей глубиной и необъятностью. В ней умещались не только полчища имен и дат, но и названия сотен земных существ и растений, их краски и запахи, несчетное количество поэтических строк и мелодий музыкальных шедевров, глубинное знание быта людей, природных явлений — все детали и оттенки жизни.
Помню, Виктор Петрович доставал иногда крохотный блокнотик, в котором лишь одному ему понятным «шифром» буквально несколькими буквами отмечал только что увиденное, услышанное или
Сразу после выхода в свет «Креста бесконечного» (переписка В.Астафьева и В.Курбатова), а вслед за ней книги «Твердь и посох» (переписка Виктора Петровича с его другом и критиком А.Н.Макаровым) ко мне из многих уголков России начали стекаться астафьевские письма от людей, с которыми у Виктора Петровича в разные годы была большая иль малая переписка. И когда объем этих писем достиг некой «критической» массы, разместив их по полочкам-годам в хронологическую шеренгу, я увидел — это и есть дневник Виктора Петровича, который он по листочку изо дня в день, из года в год посылал разным людям во все концы страны, да и за ее пределы тоже.
Его письма не просто искренни, они во многом исповедальны. Перед нами как на глазах вырастает великий писатель и мощный прямой и свободный человек. Конечно, не все письма Виктора Петровича удалось собрать. Это просто невозможно. Я знаю, тысячи их частичками его души развеяно на просторах Родины. Но даже те, что вошли в этот объемный том, вобрали в себя полвека жизни не только самого Виктора Петровича, но и сотен тех, с кем он общался, дружил, о ком переживал, кому спешил подставить плечо…«
Книга писем, как и все, что выходило
Очевидно, мы остаемся народом до тех пор, пока задаемся вопросами, которыми никто в мире больше не задается. Их можно назвать детскими, а можно — вечными. Это как посмотреть.
Прежде чем оставить вас наедине с письмами, напомню замечательно лаконичные и точные слова из формулировки жюри Солженицынской премии: «Виктору Петровичу Астафьеву — писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».
Шеваров Дмитрий