Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Возила электрошокер для насильников»: откровения женщин-водителей такси

Названы плюсы и минусы этой работы для слабого пола

В Москве и других российских городах в последние два года резко увеличилось количество женщин-водителей такси. Дам за рулем всегда было предостаточно, и водят они аккуратней мужчин, но совсем другое дело — заниматься извозом. До сих пор клиенты удивляются, увидев, что на вызов к ним приехала девушка. Пытаются завести разговор, как она дошла до жизни такой, ведь считается, что работа таксистов полна опасностей. Почему эта профессия становится все более популярной у женщин, какие инциденты случаются в пути и как «таксистки» справляются с неадекватными пассажирами, выяснял «МК».

Названы плюсы и минусы этой работы для слабого пола
ФОТО: FREEPIK.COM

«Должна работать интуиция»

Одна из таких смелых женщин — водитель такси Алена из Лыткарино рассказала «МК», что поначалу «доставка» людей для нее была как хобби, так как ей просто нравилось водить машину. На сегодняшний день у нее за плечами уже 15 лет таксо-стажа! По ее словам, 90% пассажиров — «нормальные люди», но 10% не подпадают под эту категорию. Либо слишком веселые, фамильярные, либо, наоборот, агрессивные. На вопрос, является ли ее работа опасной, Алена ответила так: «Во многих профессиях для женщин есть опасности. В нашей, как мне кажется, должна работать интуиция, чтобы не взять «кого-то не того».

— Мы, конечно, не видим заказчика, когда он вызывает машину, мы видим только его рейтинг (который, кстати, еще ни о чем не говорит), — рассказывает она. — Но когда подъезжаем, то внимательно смотрим на пассажира — в зеркало, в лобовое стекло... И за те 2-3 секунды, пока он идет к машине, я должна оценить хотя бы навскидку, повезу я его или нет. Бывает, что ты подъезжаешь, а там пьяный клиент, грязный, вонючий. И тогда ты просто блокируешь двери и уезжаешь. Иногда техподдержка входит в твое положение и восстанавливает те показатели, которые ты потерял из-за отмены заказа. А иногда не восстанавливает, по-разному бывает.

В связи с этим вспоминается один случай. Однажды подъезжаю на вызов, стоит мужчина в рабочей одежде, небритый, видно, что с похмелья. А в руках — топор. Но самое забавное, что я его повезла. И он был мне очень благодарен, потому что до меня четыре машины его осветили фарами и уехали прочь. А на улице был мороз, и он совсем продрог. Оказалось, что у мужчины был день рождения, и ему подарили топор, который он очень просил. И он решил отвезти его в гараж. А чтобы положить его хотя бы в пакет, он не сообразил. Мы с ним посмеялись над этой ситуацией… Вообще, любой таксист должен быть психологом.

У нас в машинах запрещено распитие спиртных напитков. И когда кто-то садится с начатой бутылкой, я прошу поставить ее в подстаканник и выпить потом, когда поездка будет завершена. Большинство соглашается, но какой-то процент начинает буянить. Недавно, например, мне даже пришлось отказать в поездке одному заказчику, потому что у него в руках была открытая бутылка пива, и он был намерен выпить ее в машине. Для меня это неприемлемо.

Все таксисты возят с собой «орудие»

Алена вспоминает, что больше всего странных пассажиров ей встречалось в период пандемии. «Как будто разом выпустили всех психов на свободу!» — улыбнулась она. Клиенты часто делились с ней какими-то своими, порой самыми фантастическими версиями происхождения коронавируса, и того, зачем властям понадобилось устраивать карантин.

— Возможно, на психику людей так повлияла изоляция, — продолжает она. — Одна, например, была убеждена, что «коронавирус пришел на землю, чтобы убить ее». Другой пассажир рассказал по дороге, что ищет жену, и спросил, не хочу ли я ею стать? (а я замужем). «Мне хоть и 63 года, говорит, но зато тело у меня как у 35-летнего, показать?». Я отвечаю: «Нет, не надо». Еще одна пассажирка доказывала, что «мы не рабы, и поэтому не обязаны носить маски, а вы раба, и поэтому носите ее!» (а я маску надевала и раньше). В итоге, в поездке ей было отказано, потому что у нас было четкое предписание возить людей только в масках.

В период карантина у нас было очень мало заказов. Мы ездили по пропускам. Было мало машин, даже в центре Москвы, единицы людей на улицах, — полное ощущение, что наступил зомби-апокалипсис.

В последние пять лет Алена не возит людей по ночам. «Женщина ночью должна спать», — говорит она. В месяц она зарабатывает порядка 80 000-90 000 руб. 

При этом наша собеседница призналась, что не считает эту работу женской.

— Мы, женщины, более близко принимаем все к сердцу, — объясняет она. — Сейчас все больше женщин начинают пробовать себя в такси, но мало, кто остается. Мы переживаем, если какой-нибудь пассажир что-то грубое сказал. У мужчин с этим проще, они не так остро реагируют. И поэтому у женщин быстрее наступает выгорание.

Есть и более серьезные риски, с которыми сталкиваются дамы-водители, и это то, что первым делом приходит на ум, когда думаешь об их трудовых буднях.

— Есть категория неадекватных клиентов, которые начинают приставать, проявлять какие-то сексуальные намерения, — продолжает Алена. — Со мной такое тоже бывало. Однажды пассажир рассказал, что едет к продажной женщине, и говорит: «Я вот должен ей отдать 20 000 руб. А давай, я никуда не поеду, а тебе лучше отдам эти 20 000 руб., но только ты сделаешь то же самое вместо нее». Я, конечно, была в шоке. Очень часто просят номер телефона, чтобы познакомиться поближе. Причем женщины-пассажиры тоже порой делают непристойные предложения. Да-да! Иногда пытаешься с юмором замять такие ситуации, иногда приходится пригрозить, а бывает, что останавливаю машину и говорю: «Выходите». Они возмущаются, кричат, но им приходится выйти.

Алена поведала, что у каждого таксиста есть с собой «орудие» на случай встречи с неадекватами, в том числе, сексуальными. Кто-то возит с собой монтировку, кто-то отвертку. У кого-то есть разрешенный травматический пистолет. У кого-то электрошокер. Некоторые, по словам женщины, «не очень умно» носят с собой перцовый баллончик, хотя его можно распылять только на свежем воздухе, а в замкнутом пространстве салона получишь сам дозу.

— А вы сами что возите с собой?

— Электрошокер. Ему уже много лет. А доставала я его два раза. Первый случай был очень давно, я везла «горячего кавказского парня», и он стал клеиться, предложил остановиться и «отдохнуть». Увидев шокер, выскочил из машины и убежал. Во второй раз (это было в конце смены) сел ко мне мужчина, долго-долго на меня смотрел. Потом говорит: «Ну что, развлечемся?». Я была уже очень усталой к тому моменту, чтобы придумать какой-то подходящий ответ, поэтому просто достала шокер и говорю: «Давай!». Не знаю, говорю, как кто, а я так люблю развлекаться. Он спросил, что это, я отвечаю — не очень приятная вещь, не стоит его применять. Он сразу пошел на попятную, что не то имел в виду! Дальше мы с ним ехали молча.   

«Треть клиентов в экономе — «проблемные»

Совсем иная картина складывается, когда водитель возит пассажиров, относящихся к бизнес-категории. Свою историю нам рассказала Гаянэ, которая в 2020 году вошла в двадцатку лучших водителей ведущего сервиса такси. 

Гаянэ приехала из Кисловодска в Москву вслед за сыном, чтобы помочь ему обустроиться: он окончил в столице вуз, отслужил в армии и после этого решил остаться в мегаполисе. У себя в Кисловодске женщина работала сначала по специальности медсестрой, а затем перешла в сферу продаж. Приехав в столицу, задумалась, куда пойти? У ее племянника был свой таксопарк. Так она узнала, что «извозчики» в Москве очень хорошо зарабатывают: 100 000 руб. в месяц гарантированно.

Она купила новую «Киа-Рио» и села за руль. Поначалу были серьезные трудности. Все же Москва и ее родной Кисловодск — как небо и земля для водителей.

После маленького Кисловодска, где всего две камеры на город, было очень трудно привыкнуть к столице, к ее разметкам, парковкам, я каждый месяц платила гигантские штрафы, — призналась она. — Но я сразу влюбилась в Москву и москвичей. Полгода проработала в «экономе», потом сказала: «Хочу работать на «бизнесе». Сдала свой «Киа-Рио» в трейд-ин и купила в кредит темно-синий «Мерседес». Успешно прошла испытания в службе такси и четыре года отработала в «бизнесе». Сейчас у меня свой автосервис, и я очень скучаю по работе в такси…

Конечно, пассажиры «эконома» кардинально отличаются от «бизнеса», говорит Гаянэ. Если на 100 поездок в «бизнесе» приходится один пьяный или под воздействием препаратов клиент, то в «экономе» таких треть. «И мешали они, когда требовали выполнять их указания ехать быстрее, и пытались ночью заставить тебя ездить по аптекам... Нередко приходилось высаживать таких пассажиров».

После того, как она пересела на вип-такси, работа превратилась в удовольствие.

— Когда возишь на бизнесе, часто попадаются образованные, эрудированные клиенты, с которыми интересно и приятно поговорить, — продолжает Гаянэ. — Они многому меня научили, я слышала от них много разных историй, семейных, про работу... Люди хотели делиться своими проблемами, радостями и эмоциями, и мне приходилось быть не только водителем, но и психологом. Если ты хорошо водишь, да еще и любишь своих пассажиров, они к тебе сразу расположены. Наша служба такси даже делала мне подарки и спрашивала, как я добиваюсь того, что люди оставляют мне такие хвалебные отзывы? (улыбается).  

Впрочем, бывает, что и «вип»-пассажиры доставляют хлопоты. Однажды Гаянэ везла компанию из четырех молодых людей из ночного клуба, который находится на Таганке. Остановились на светофоре, и вдруг она услышала, как по крыше машины кто-то стучит. 

— Я перепугалась, кто может лежать на крыше и стучать? Поворачиваю голову, а один из парней открыл окно, вылез по пояс, сел на дверь Мерседеса и одной рукой держится за ручку, а другой стучит кулаком по крыше в такт музыке из телефона. Я остановилась на ближайшем разрешенном участке и предупредила, что сейчас их всех выгоню. После этого они сидели тихо. И еще оставили 5000 руб. чаевых. Видимо, за «моральный ущерб»…

— Какой у вас был график и заработок?

— Сначала я работала по утрам, а потом, набравшись опыта, стала выезжать из дома в 15-16 часов и возила до утра. «Ловила» только вечернюю пробку, а до утренней старалась вернуться домой. Днем спала, ночью работала. Встречала рассветы, провожала закаты, это неописуемые эмоции, невероятные картинки перед глазами, особенно, когда в такое время суток попадаешь в область…

До пандемии доход был очень хороший, потому что в Москве было много иностранцев и, соответственно, большой спрос на бизнес-класс. В то время у меня выходило около 10 000 руб. в сутки чистыми. Но для этого приходилось трудиться по 10-16 часов в сутки. В конце смены мог попасться заказ в другой город, когда на обратную дорогу уже просто не было сил... Путалась, не знала дороги... Чтобы стать классным водителем, человек должен много проехать, много всего испытать.

Очень интересная была у меня работа, и я хотела бы вернуться к ней. Но не из-за денег, а именно из-за людей. У меня есть мечта хотя бы раз в неделю возить людей, но уже на Майбахе, чтобы получать это наслаждение от поездок по ночной Москве и общения с людьми.

Не могу сказать, что эта работа опасна для женщин — если у тебя есть определенные навыки, если ты знаешь, какие слова говорить в той или иной ситуации, если не позволяешь людям многих вещей, то твои поездки будут безопасными. Я считаю, что женщине вполне можно работать в такси, если она любит машину, дорогу, Москву, пейзажи окружающие, если умеет и хочет общаться с людьми.

«Заняли нишу мигрантов»

«Женщины-таксисты работают давно, — рассказали «МК» в столичной ассоциации таксистов. — Цифр у нас нет, но все клиенты замечают, что женщин-таксистов стало больше. Это объясняется, в том числе, и тем, что в Москве стало меньше таксистов-мигрантов, которые уехали на родину, и женщины приходят на их места. 

Вопрос безопасности водителей стоит остро давно. Все водители такси — и женщины, и мужчины, сталкиваются время от времени с насилием в том или ином виде. Женщины — чаще. С приходящим к ним опытом они стараются обезопасить себя: не работают ночью, часть подозрительных, по их мнению, клиентов просто не берут, а также немедленно высаживают пассажиров, которые показались им странными в ходе поездки. При этом при отмене заказа они могут потерять некоторые показатели KPI, но есть и практика, согласно которой агрегатор такси может вернуть потерянные показатели, если объяснишь, по какой причине произошла отмена».  

Психолог и карьерный консультант Светлана Ковынева, в свою очередь, высказала мнение, что женщин в такси стало больше из-за изменений на рынке труда. «Во-первых, цены выросли, зарплаты кому-то не хватает, и многие женщины идут в такси, потому что там сейчас можно заработать хорошие деньги, — подтвердила эксперт. — Сейчас вообще наблюдается тенденция перехода «белых воротничков» к «синим», то есть, из офиса — к рабочим профессиям, так как там можно больше заработать. Помимо заработка, немаловажную роль играет и более привлекательный график — женщина-таксист сама выбирает часы, когда ей работать.

Второй фактор — освободились места, которые раньше занимали мигранты. Еще год назад картина была такой: среди таксистов было много приезжих, они жили в машинах, у них были свои диаспоры, свои кланы, и в такси из-за них россиянам было попасть трудно. После того, как курс доллара сильно изменился, к нам стало меньше приезжать иностранной рабочей силы. К тому же, требования к водителям такси ужесточились. И в настоящее время эта ниша постепенно заполняется россиянами, в том числе, и женщинами».

Ирина Бричкалевич

Источник

38


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95