27 января, воскресенье. На Кипре, в гостях у Елены Всеволодовны Богородицкой. Уже второй день, и пировали, и разговаривали. По деликатности вчера промолчал, когда возник разговор между Борисом Побединским и Леной, куда меня вести. Елена Всеволодовна настояла — и сегодня утром отправляемся на турецкую сторону, в Фамагусту. Вот уж чего никогда не мог себе представить, так это что здесь побываю. Это место действия шекспировского «Отелло». Мог ли я мечтать о такой поездке? Но сразу же вспомнил, как из Копенгагена в начале перестройки с кем-то из молодых дипломатов ездил смотреть Эльсинор, замок Гамлета.
Всю процедуру переезда через границу пропускаю, она даже для меня, не киприота, чрезвычайно проста. На этот раз, минуя уже турецкую Никосию, поехали не прямо, через горы, на побережье, а свернули направо, к северу. Именно здесь от горизонта до горизонта простираются огромные плодородные поля. Невольно начинаешь понимать, за что, собственно, здесь сражались средневековые рыцари. Все эти поля минут через сорок быстрой езды заканчиваются большой складкой на почве, а дальше уже Фамагуста. Не только мифический Отелло делает этот город знаменитым. Если бы не эта многолетняя война киприотов-турок и киприотов-греков, если бы состоялось международное признание Турецкой Республики Северного Кипра, а значит, облегченный прямой перелет, то слава этого города, слава об этом «туристическом объекте» разбежалась бы по всему свету. Говорят, что в тесном пространстве, заключенном во все еще стоящих вокруг города крепостных стенах, было церквей по количеству дней в году. А каждый день, как известно, имет своего святого. И сейчас здесь удивительный набор действующих, разрушенных и полуразрушенных храмов. Не надо забывать, что здесь еще и «трясет». Жертвой сейсмической «пляски» стал огромный собор Георгия Победоносца. Еще стоят Западная и Восточные стены. В расчищенных пространствах нефов обозначены огромные колонны, поддерживавшие купол над центральным приделом, но купола нет — наверху лишь синее шелковое небо Средиземноморья.
Кажется, здесь почти на равных правах существовали храмы православные и храмы католические. Но надо вспомнить, что в 1570 году турки все же вытеснили боевитых и коварных венецианцев. И все как обычно: самый большой в Фамагусте собор стал мусульманской мечетью. Сбоку к соборным башням прилепился тонкий, как спица, минарет. Исчезли витражи — можно только предположить, что это было драгоценное венецианское стекло, — вместо витражей сейчас резные алебастровые щиты, мучительно пропускающие свет в застеленный коврами мусульманский храм.
28 января, понедельник. Все утро возился с Васей, внуком Елены Всеволодовны, чуть ли не ходили на головах. В паузах смотрели «Кортик» и «Бронзовую птицу», детские фильмы советской поры, записанные на жесткий диск. Какая это прелесть, как не боялись показать современный бедноватый быт! Утром же приезжал Борис Побединский, привозил новые книги и диск со вчерашних съемок, разглядывать буду в Москве. Уже сейчас ясно, что оба, и Боря, и Светлана, творят очень полезное и нужное для страны краеведение. Вряд ли оно будет замечено местной властью — не свои, да и нашим, т. е. отечественным православием — хоть и православная, но другая церковь. Проблема «не свой» постепенно губит культуру. Надо бы что-нибудь для них сделать, но что, не знаю. Единственная надежда — это мой Дневник, с ничтожным тиражом и почти полным отсутствием читателя.
В аэропорт меня отвозила Катя, дочь Е. В. — мать Васька. Шел дождь. Катя встречает какого-то своего начальника. По дороге хорошо поговорили и о Кате, и о ее сестре Надежде. Вложив большие деньги в образование дочерей, Е. В. получила и замечательные результаты.
29 января, вторник. В Москве определенно потеплело. Вчера, не успел самолет приземлиться, как меня достал телефонный звонок от Ларисы Георгиевны Барановой-Гонченко: не забыл ли я, что завтра пресс-конференция, которую дает Зюганов по вопросам образования. Нет, не забыл. Хотел утром ехать в Институт на машине, а уже потом добираться до агентства «Росбалт», где должна была состояться пресс-конференция, пешком. Все недалеко — Хлебный переулок, Арбат. Отправился все же на метро, потом на троллейбусе до музея Востока, а уж потом пехом.
Утром, пока пил чай, ел овсяную кашу, слушал радио, которое ничем не порадовало. В деле «Оборонсервиса» появились новые подробности. Кроме больших взяток и откатов были еще и малые, бесплатные туристские путевки и услуги. В сравнении с прежними подвигами оборонщиков — все это мелочь.
Геннадий Зюганов
Уже на месте узнал своих «подельников» по конференции. Кроме Зюганова сидели за столом В. Никитин — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, О. Смолин — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, Володя Крупин, который теперь, оказывается, сопредседатель СП России, Лариса Георгиевна Баранова-Гонченко, она, кажется, советник Зюганова.
Народу было много, но, думаю, все это левые издания и вряд ли это попадет на телевидение. Зюганов говорил хорошо, а главное — лаконично. Я кое-что из сказанного им записал, это в основном статистика и экзотическая политика. «В Крыму группа граждан собирается воздвигнуть памятник Фанни Каплан». «Советская власть спасла распавшуюся Империю». «Энергетическая система с помощью Чубайса расколота на 266 кусков». Или вот, неизвестный мне факт из истории Отечественной войны. Почему так ожесточенно дрались за Сталинград? «80% всей нефти, добываемой в Баку и Грозном, поступало по Волге».
Кое-что я выписал из «Правды», которая напечатала отчет о конференции. Как и в любом отчете, здесь опущено все личное, может быть, самое интересное.
Еще Зюганов: «Министр образования и науки Ливанов недавно провел аудит вузов. В России 44 педвуза, 30 из них признаны неэффективными, включая ведущий московский вуз, где работают и учатся 30 тысяч человек. Что это означает? Это означает, что на всю Сибирь, от Урала до Дальнего Востока, остаются только два эффективных педвуза. А у нас уже сейчас в начальной школе 8 из 10 преподавателей — пенсионного или предпенсионного возраста».
«В своем выступлении О. Н. Смолин привел в пример мнение известного французского поэта, прозаика, мыслителя и критика Поля Валери. По мнению француза, в мировой истории было три культурные вершины: античное искусство, европейское искусство эпохи Возрождения и русская литература XIX века».
Опять Смолин: «Литература в школе выполняет две важнейшие функции. Первая — это воспитание души. В наши дни, по данным социологических опросов, половина молодежи ради жизненного успеха готова пренебречь элементарными нормами нравственности и справедливости. По данным замминистра МВД, в современной России насчитывается от 150 тысяч до 400 тысяч несовершеннолетних проституток».
Володя Крупин, как всегда, признавался в любви к России в своем обычном возвышенном тоне. Он же говорил о школьном списке, но когда дошел до Асара Эппеля, назвав его «никому неизвестным», я все-таки его поправил, сказав, что покойный писатель — один из лучших стилистов России. Точно так же, когда другой оратор достаточно уничижительно сказал о Бродском, сердце профессора Литинститута не выдержало — один из крупнейших поэтов России нового времени.
«Правда», как обычно, выпустила всю, по ее мнению, лирическую часть и так интерпретировала мое выступление: «С. Есин обратил внимание на то, что последнее время в Литинституте ребятам безумно трудно дается первый курс. Молодежь, которая сейчас приходит к нам учиться, не обладает тем зарядом первоначальных знаний, который имело наше советское поколение. Нынешние «новобранцы», например, по три-четыре раза сдают экзамен по античной истории, без которой литература, как известно, не существует.
Писатель назвал два классических романа советского времени, которые, по его мнению, являются родоначальниками целого направления в литературе. Это «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Здесь воссозданы такие же яркие герои, как герои античных мифов. Не каждой литературе подобное было бы по плечу. Эти произведения изъяты из школьных программ в российских школах. При этом они подробно изучаются и традиционно любимы в Китае.
«Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе и ее истории. Все остальное он найдет сам», — предложил С. Н. Есин.
Вечером приезжал Максим Лаврентьев. Сидели и довольно долго разговаривали. Я подарил ему «Дневник не-ректора».
Продолжение следует...