1
Первый урок еврейской самоидентификации в моей младенческой памяти не сохранился. Мне о нем поведала моя русская мать. Серединка пятидесятых, зеленый дворик провинциального Липецка, окруженный двухэтажными домиками. В одном из них — на втором этаже — живем мы. В другом — семья Витьки Шварцбурга. Витька много старше меня и много-много умнее. А у меня ума не хватает на то, чтобы понять: даже находясь на почтительном от Витьки расстоянии досаждать ему не следует. И поэтому я смело, громко и уж, конечно, не раз воспроизвожу данное Витьке нашими дворовыми авторитетами прозвище, несомненно обидное, хоть и с неясной для меня этимологией: «Еврей! Еврей! Еврей!»
У этой увлекательной истории совершенно банальный конец. Я был пойман Витькой, зажат между колен и принужден трижды на весь двор прокукарекать: «Я — еврей-дурак!»
Из этой истории я, вероятно, вынес не много. Свидетельством чему — следующее, уже мое собственное воспоминание, относящееся к концу пятидесятых, к периоду начальной школы. Был у нас в классе — ну
Тут я должен принести читателю поспешное извинение. Я, конечно, был не прав, назвав два этих ярких случая из моей биографии уроками еврейской самоидентификации. Тут мы имеем дело как раз с полным ее отсутствием. Объясняется это явное опоздание в развитии, вероятно, тем, что по малолетству моему окружавшие меня люди (даже не лучшие из них) склонны были прощать мне еврейство папаши и полученную от него фамилию (не Шварцбург, конечно, но таки Марголис — мало кто из моих ранних и поздних знакомцев принимал эту фамилию за литовскую или греческую, хотя были такие) ввиду абсолютной русскости моей матери, Веры Афанасьевны. Вероятно, в их представлении пуповина, некогда связывавшая меня с матерью, как бы не вполне утратила своего значения, не давая мне возможности пуститься в самостоятельное плавание, направляемое еврейским закулисьем. У Шварцбурга же и Кацнельсона смягчающих вину обстоятельств не было.
И все-таки совсем вскорости я, вероятно, вышел из возраста мелких поблажек, и
Кто помнит, в те времена в каждом городе (а скорее всего — и районе) был свой городской сумасшедший. Позднее эта категория исчезла из городского быта, вероятно, будучи насильно перемещенной в сумасшедшие дома. Через мое детство прошло несколько таких сумасшедших, но запомнился один — Ваня. Он денно и нощно шатался по нашему району, забредал в общественные места с одним и тем же симпатичным предложением. Несколько раз наши с ним дороги пересекались в полюбившейся Ване булочной. Из очереди, в которой стоял и я, Ваня выбирал того, кто внушал ему наибольшее доверие, и задушевно, но настойчиво предлагал: «Пошли бить евреев!» В ужасе от того, что Ваня может опознать во мне еврея, я мечтал об одном: раствориться в воздухе.
Еврейская самоидентификация в ее российском варианте была, по сути дела, завершена.
Она была не только следствием, но и зеркальным отражением проведенной в отношении меня общественной идентификации по национальному признаку. В основании ее лежали следующие представления. Национальность, как и фамилия, наследуется по линии отца. Евреи
В общем надо констатировать, что идентификация по национальному признаку была в то время и в тамошних краях не слишком навязчивой, как бы необязательной школьной дисциплиной (хотя, конечно, находились фанаты этого дела, тщетно пытавшиеся открыть миру глаза на первопричину всех бед). С переездом же на новую квартиру я и вовсе выпал на несколько лет из мирового еврейства. Мои новые товарищи оказались более склонны к лингвистическим экзерсисам и путем несложных преобразований свели фамилию «Марголис» к кличке «монгол». Стать «монголом» после «еврея» — каково? Думаю, понять весь драматизм моего положения мог бы только известный актер Якут, еврей по происхождению. Противостоять этому абсурду я не мог никак, ибо сложения был хлипкого, да и характера такого же. У этой истории был совсем уж запредельный зигзаг. Ознакомление моих дружков — в соответствии со школьной программой — с понятием «расы» аукнулось мне тем, что незатейливое «монгол» было заменено научным «монголоид». Эта кличка, надо сказать, протестировала моих товарищей на их отношение к школьной учебе. Нерадивые ученики, услыхав новый вариант моего прозвища, не смогли разобраться что к чему и ничтоже сумняшеся нарекли меня «монголоедом». Количество прозвищ опасно нарастало, абсурд — тоже: я никогда даже не видел живых монголов, тем более — не ел. К счастью, разночтения в части того, как меня именовать, оказались неприемлемы и для моего окружения. Все закончилось легким мордобоем, в котором верх взяли почитатели научного подхода в образовании, и «монголоед» был отправлен на свалку истории. Впрочем, вскоре извечная тяга языка к лаконизму всех примирила, вернув мне прежнее «милое» моему сердцу «монгол».
Хоть убей, не помню, когда мировое еврейство вновь обрело меня. Но в седьмом классе я уже определенно был «нашим человеком» и с еврейством меня связывало нечто большее, чем та самая повязка с желтой звездой. Я увлекся шахматами и получал массу положительных эмоций от того, что в среде шахматных звезд преобладали евреи. Куда смотрела моя мать — не знаю. Лишь однажды она высказала свое отношение к происходящему, да и то не всерьез и мимоходом. Это случилось после того, как я пожаловался ей, что мой постоянный партнер по шахматному кружку Сашка Сухов перед каждой нашей встречей заявляет во всеуслышание, что сейчас мир станет свидетелем не простого шахматного поединка, а битвы двух народов — благородного русского и сомнительного еврейского (кстати сказать, как правило, поверженным в этих битвах оказывался Сашка). Мать посоветовала напомнить моему партнеру, что мама у меня русская и довести до его сведения, что пап у человека может быть много, а мама только одна. Я не очень понял, о чем это она, но при очередной оказии добросовестно озвучил подсказанную мне матерью формулу. Сашка сказал, что на этот раз я к партии с ним подготовился. Но тут же опроверг, как ему казалось, мою домашнюю заготовку: «Главное — отец. Поимей твой отец хоть негритянку — все равно на свет появился бы именно ты».
А как насчет «жида», «жидовской морды», без коих, полагаю, все же не может быть полноценной еврейской самоидентификации? Не было этого в моей жизни! Может, дело в том, что морда моего лица была недостаточно жидовской, а может, в том, что она была как раз достаточно таковой… Так или иначе, но обстоятельство это, думаю, по жизни подмывает мои еврейские позиции не меньше, чем Галаха, устанавливающая, что принадлежность к еврейству передается исключительно по линии матери.
Но Галаха Галахой, а
Я, конечно, понимал, что быть евреем в семье братских народов — не выигрыш в лотерею. Соблазн стать русским был велик. И все так просто — проведи черточку в нужном месте, и дело сделано. Но в то же время сразу же почувствовал, что это невозможно, черточку я проведу не там, а тут.
По дороге домой дурные предчувствия сменились рациональными построениями. Это невозможно, так как:
вероятно, нанесет обиду отцу, да и вообще
носить фамилию Марголис и быть русским — комично и чревато еще большими унижениями.
Родители в этом процессе участия не принимали, понятия не имея о моих проблемах и духовных исканиях. И все-таки реакцию отца я услышал, изобразив сцену мучительного размышления над вышеупомянутой анкетой. Бросив взгляд мне через плечо, он мигом сообразил, в чем дело.
— Ну и что же ты решил?
— Ну какой из меня русский — как из моей бабушки велосипедист.
(Это был пробный шар.)
— Ты прав, русский из тебя, как из твоей бабушки велосипедист.
Эксперимент был закончен. Практические выводы можно было представить в распоряжение паспортистки.
Паспортистка, увидев, что я накуролесил в анкете, вероятно, решила, что имеет дело со слабоумным, и внятно, почти по слогам объяснила мне, что становиться евреем в моей ситуации совсем не обязательно — нужно лишь подчеркнуть…
— Я уже подчеркнул.
Последовало повторное объяснение все того же. Тут уже пришла моя очередь подумать, что паспортистка не совсем в своем уме. Я тоже повторил уже сказанное, и чтобы облегчить собеседнице процесс осмысления, указал пальцем (чего, конечно, делать никогда не следует) на собственное подчеркивание. Паспортистка поджала губу и так глянула на меня, что я понял: она уже видит во мне диверсанта, пересекающего нашу государственную границу.
И вот тут я позволю себе воспользоваться излюбленным приемом детективщиков и сказать так: «Получая через несколько дней в торжественной обстановке паспорт, где черным по нежно-зеленому было каллиграфически выведено «еврей», он не знал, что пройдет тридцать лет, и ему вручат израильское удостоверение личности, в котором черным по голубому будет напечатано «русский».
2
Послушайте, ребе, я давно хотел вам об этом сказать, я давно хотел вас спросить… Вы ж сами все прекрасно знаете, ребе! Вы знаете, что евреи по отцу — все эти Марголисы, Эпштейны, Файгенбаумы, Коганы и Левиты — что они хлебанули в нашем советском отечестве по полной программе, все
А теперь вообразите, ребе, такую ситуацию. Два друга, оба полукровки — Файнштейн и Сидоров — впервые в жизни приходят в синагогу, и с порога одному из них заявляют, что он — гой. Кому именно, для вас загадки не составляет. Каково после этого Файнштейну, всю жизнь проносившему на груди дощечку с надписью «еврей»? Впрочем, если Файнштейн по паспорту русский, то я бы лично на его месте все-таки сильно не огорчался. А ежели он в шестнадцать мальчишеских лет ухитрился назваться евреем, проигнорировав возможность взять национальность матери?.. У нас ведь, назвался груздем — полезай в кузов. Однозначно, как говорит сын юриста.
В моем личном случае, при моих московских трудоустройствах абсолютно русские имя и отчество моей матери трактовались
Вот я и спрашиваю, ребе, где справедливость? Что по этому поводу думает БАГАЦ, еврейский Суд Высшей Справедливости? Ах, да, этот суд рассматривает дела только евреев… Впрочем, знаете, ребе, я очень жду вашего слова, но что бы вы мне по этому поводу ни сказали, для меня это все-таки не будет иметь решающего значения.
Потому что, ребе, я не знаю, есть ли Бог на небе, но я точно знаю, что есть человеческий выбор на земле. Я свой выбор сделал и, знаете, считаю его достойным. Мой выбор — мое послание всему человечеству, послание, которое, я уверен, не может остаться без ответа, не может быть проигнорировано.
Но возвращаясь от человечества к богоизбранному и вечногонимому народу… Снижая пафос… Скажите, ребе, вот те самые гои с еврейскими фамилиями, неужто они не могут претендовать даже на то, чтобы еврейское сообщество воздало им должное. Приобняло, как своих, похлопало благодарственно по плечу… Ну а те из них, кто еще и выбрал национальность отца и претерпел в своем отечестве ну никак не меньше, чем галахические евреи… Мне иногда думается, что они заслужили того, чтобы в их честь посадили дерево в иерусалимской Алее Праведников, где сажают деревья в честь нееврев, спасших евреев. А может, открыли бы в их честь специальную аллею. Вот только, думаю, аллея эта будет не очень длинной…
* * *
…Дома мать без особого интереса заглянула в мой свежеиспеченный паспорт. «Ты почему записал Леньку евреем?», — спросила она отца таким тоном, как будто речь шла о том, что мой папаша взял мне по блату на обувной базе сандалеты, тогда как мне нужны были сапоги на меху. Отец с удовольствием принял предложенные правила игры.
— А кем я должен был его записать, индусом?
— Но знай: Ольку я тебе не дам записать еврейкой.
Через семь лет мы с родной сестрой оказались детьми разных народов («Дети разных народов, мы мечтою о мире живем…»). Потом она крестилась, потом вышла замуж за обладателя русской фамилии. Потом… Потом был суп с котом, но об этом позже…
— Как это вы, евреи, ухитряетесь брать русские фамилии, — спросил меня мой коллега, режиссер некой кинолаборатории Глеб Ульянов в присутствии всей съемочной группы. Глеб только что побывал на съемках в Курске и
— А очень даже просто, — ответил я. — Даем в газете объявление: «Меняю одну национальность на две судимости…» Это был ответный точечный удар: за спиной у Глебушки была судимость за не самое удачное использование государственных средств при производстве очередной картины. Глеб глубоко затянулся сигаретой, откинув голову и словно любуясь своим таким смышленным дитятей (он был куда крупнее меня и лет на пятнадцать старше)…
— Предавай дяде привет, он у тебя классный мужик!
— Ох ты ГОЙ еси, добрый молодец! Богатырь ты наш, Алеша Рабинович! Что ты закручинился, на камень бел-горюч глядючи?
— Как не закручиниться, когда на камне том написано: «Направо пойдешь — чужаком станешь. Налево пойдешь — чужаком станешь. А прямо пойдешь — без следа пропадешь!»
* * *
И вот еще какая незадача, ребе. В тот же год, совсем вскоре я тяжело заболел, пропустив все первое полугодие девятого класса. Еще через полгода затяжная атака непонятной болезни повторилась, отобрав у меня первое полугодие уже выпускного класса. А в аккурат ко времени выпускных экзаменов болячка взяла меня в оборот окончательно и бесповоротно. Липецкие и московские больницы, диагнозы, антибиотики и модные тогда гормоны, уколы и капельницы, не очень приятные исследования и… приступы. Тяжелейшие, изнуряющие приступы, на которые все это массированное лечение не производило ровным счетом никакого впечатления.
К чему я это? К тому, что ровно через 13 лет, когда болезнь уже проутюжила меня, как
Что ж это получается, ребе? Я, не будучи евреем, скосил, как свеженаточенной косой утреннюю траву, все мыслимые и немыслимые «прелести» принадлежности к еврейству. Как понимать эту игру в одни ворота, ребе? Что Господь хотел этим сказать? Думаю, ребе, тут есть над чем подумать не только мне, но и вам. Возьмите мою жизнь в руки, как берут головоломку, покрутите ее так и этак, я не возражаю. Что, вы спрашиваете, как я себя чувствую? Спасибо,
И еще один вопрос, ребе. Может быть, вопрос вопросов. Что такое совесть? Позвольте процитировать безбожника Фромма (как вы знаете, еврея). «В гуманистической религии совесть — это … голос самого человека, хранитель нашей цельности, призывающий нас к себе, когда нам грозит опасность утраты самости. Грех — это прежде всего грех в отношении себя, а не Бога».
Понятно, речь идет о нравственной цельности. Я все это очень хорошо понял, когда во второй половине девяностых по воле обстоятельств «застрял» на полтора года в Израиле, к которому
* * *
Собирались, паковали ценности,
уезжали по чужим следам…
Но забыли мы о нашей цельности,
а ее не сунешь в чемодан.
Думали: прощаемся с завалами
бед российских, коим несть числа…
Но потом себя не узнавали мы,
взглядом упираясь в зеркала.
Ни достатку, ни вину не рады мы.
И беду надвинувши на лбы,
мы стоим над нашими утратами,
соляные, скорбные столбы.
Так вот, ребе, совесть и выбор — единственные четко различимые реальности моей жизни. А все эти пестрые и противоречивые детали, все эти странные стечения обстоятельств и кажущиеся недоразумения, все эти прямые и кривые зеркала, эти осколки зеркал, множащие и рассыпающие отражение — они, может быть, призваны подчеркнуть главное — необходимость сохранить свою человеческую цельность.
А все оттого, ребе, что кроме национальной самоидентификации, есть такая штука как самоидентификация этическая. И она будет поважней. Потому что тут речь идет не о том, к какой национальности ты относишься, а о том, относишься ли ты к роду человеческому вообще.
И спасибо, ребе, за эту беседу, потому что я уже слышу, что вы мне на все это говорите. Вы подтверждаете, что сохранить свою человеческую цельность, действительно, всего важнее на этой земле. И если мне это не удастся, говорите вы, вспоминая одного из мудрецов, то когда я предстану перед Всевышним, он не спросит меня, почему я не прожил жизнь Моисея или Авраама. Он спросит, почему я не прожил жизнь того, кто в середине пятидесятых, разъезжая на трехколесном велосипеде по зеленому липецкому дворику, кричал «великому и ужасному» Витьке Шварцбургу, несомненно, обидное, хоть и малопонятное: «Еврей! Еврей! Еврей!»…
Ваш Леонид Марголис