Для фильма, который открывается песнью Джонни Кэша про разбитое сердце, а заканчивается обманом смерти, «Китобой» Филиппа Юрьева удивляет своим жанровым многообразием. Суровый северный броманс и приключенческий сюжет в духе Даниэля Дефо соседствуют с экзистенциальной драмой и яркими комедийными моментами в такой же близости, как и Чукотка с Аляской. Кажется, ещё несколько лет назад сомнительная теорема о том, что чем дальше от Москвы рождаются дебюты, тем они оригинальнее и с художественной точки зрения более аутентичны, теперь уже точно приобретает статус аксиомы.
В жизни обычной молодёжи, проживающей вдоль Чукотского моря, не так много радостей. Искупаться в горячих источниках, покататься по безлюдным живописным дорогам на стареньком мотоцикле, да и всё впрочем. Кому-то, конечно, удовольствие приносит ещё и основной промысел региона – охота на китов, но назвать это занятие развлечением всё же не получится. На краю света будто бы мир и закончился. Однако всё меняет коварный вестник прогресса, в кои-то веки добравшийся и до Чукотки. В посёлке провели интернет, и Лёшка, главный герой, вкусил его прелести, стирающие границы между странами и понятиями приличия, первым же делом.
Лёшка влюбляется девушку из видеочата (её играет Кристина Асмус), транслирующую в прямом эфире всю себя практически обнажённую из далёкого американского Детройта. Для молодого парня, воспитанного предельно маскулинным обществом, отсутствие девушки в его зрелом возрасте всё больше не даёт покоя. С лучшим другом они даже всерьёз обсуждают вариант заказать проститутку из самого Анадыря, вот только кто согласится лететь к ним пять часов ради часа работы. Однако даже когда Лёшке выпадает реальный шанс наконец лишиться девственности, он даёт по тормозам – в его сердце уже поселилась та единственная: молчаливая блондинка с экрана монитора. И поскольку, как местные рыбаки любят говорить, до Аляски тут рукой подать (а там уже и Канада, а потом ещё совсем чуть-чуть и будут Штаты) Лёшка решается на самый смелый поступок в своей жизни.
Дебют Юрьева неизбежно будут сравнивать с прошлогодним дебютом Григория Добрыгина (надеемся, его «Sheena667» всё-таки доберётся до наших кинотеатров), ибо обе истории про провинциального парня, который влюбился в американскую девчонку из сети. Но если у Добрыгина вышло такое добротное и уникальное в своём роде российское инди-кино, то у Юрьева за счёт совершенно другой культурной среды и всё ещё несравнимой самобытности выбранной локации картина получилась совершенно иной эстетической силы. Азиатская Россия всё же сильно отличается от европейской, и это отличие «Китобой» наглядно демонстрирует, предлагая интереснейший срез относительно дикой жизни, не тронутой многими благами цивилизации, без которых большинство людей из центральной полосы уже не представляют своего быта. В этом плане Филипп Юрьев продолжает традицию якутского кинематографа, всё больше привлекающего к себе внимания зрителей и критиков со всей страны (в этом году впервые в истории представлен фильм производства этой республики на «Кинотавре»). «Китобой» также использует региональный традиционализм и «незнакомый» образ жизни местного населения как точку входа в мир нового, совершенно упоительного отечественного кинематографа.
Юрьев прекрасно демонстрирует своё умение считывать тонкую и неуловимую материю кино. С самых первых кадров, когда камера с опьяняющим покачиванием следует за героиней Асмус по залитым красным неоном коридорам, становится ясно, что постановка у этого фильма ещё сможет удивить. И действительно: дарденновская манера крупных планов с подвижной ручной камерой сочетается с невозмутимыми, величественными кадрами природы – горные массивы, излучающие мудрость поколений, извилистые дороги, символизирующие непредсказуемость судеб, бескрайнее бушующее море, олицетворяющее гнетущую свободу и неукротимую тревогу местной молодёжи.
Оператор Михаил Хурсевич делает всё возможное, чтобы визуальное оформление фильма также являлось одной из сильнейших сторон «Китобоя». Особенно это касается съёмки в движении, будь то и впрямь гипнотические эпизоды рассекания морской глади на лодках, или проезды на мотоцикле под сладкую, словно бы специально контрастирующую с брызгами солёного моря, музыку американской попсы. Да и в целом музыкальные решения по своему характеру, своевременности и способности превратить определённую сцену в настоящее кинематографическое удовольствие, первым делом навеивают ассоциацию с культовым «Драйвом» Николаса Виндинга Рёфна. Здесь так же Юрьев использует музыку как мостик, по которому легко получается возвращаться к фильму и его конкретным сценам после просмотра.
«Китобой» — пример заметного и неординарного авторского кино, родом из России (за что неспроста и был награждён в Венеции). Этот фильм по визуально-художественным особенностям можно сравнивать и с «Как я провёл этим летом» Попогребского, и с «Левиафаном» Звягинцева, и с картинами Дворцевого, Хомерики и даже Лунгина. Однако всё это нисколько не умоляет достижений фильма, который при всех ассоциациях и сравнениях всё равно ощущается глотком свежего воздуха. А мастеровитая концовка вкупе с уверенной постановкой и вовсе устанавливает Юрьева как одного из наиболее амбициозных режиссёров будущего.
Вадим Богданов