«Я пока на Русском Севере не побывал, не мог разобраться, ради чего я на свет появился»,— говорит Дмитрий Соколов. Профессиональный реставратор, он уже 35 лет занимается восстановлением исчезающей красоты северных старинных изб и церквей. В 2006 году Дмитрий нашел в Каргопольском районе Архангельской области курную избу XIX века. Ее собирались распилить и продать на дрова. Реставратор выкупил ее за 15 тысяч рублей.
«Курная изба — это своего рода наше духовное отечество,— говорит Дмитрий. — Литература XIX века учит нас, что курная изба — символ ужасного быта и убожества русского крестьянина, но это не так. Курная изба — культурный феномен высшего уровня. В ней запечатлены элементы семейной и духовной жизни. Это наш дом, который мы создали. И таких старинных изб почти не осталось, даже на Севере».
Курную избу топят по-черному. Дымохода нет. Наверху специальное отверстие — дымоволок. Так что люди не жили в клубах дыма. Весь верх в избе был закопченным, но потолок был на высоте трех метров от пола, поэтому нижняя часть избы оставалась чистой. «Курные избы так долго продержались на Русском Севере, потому что они — "консервная банка" культуры, где сохранились давно исчезнувшие в других регионах вещи»,— объясняет реставратор.
Избу Дмитрий вместе с единомышленниками перевез в Подмосковье в село Воздвиженское, и постепенно вокруг нее возник «Плотницкий двор Новое-старое».
Здесь уже построены гончарная мастерская, кузня, часовня, амбар XIX века, привезенный из Коми, и баня по-черному, тоже доставленная с Севера. Даже новые строения возводятся по технологии русского старинного безгвоздевого строительства, по которой сделаны более старые объекты «двора». В этом году Дмитрий получил президентский грант на восстановление курной избы. Будут воссозданы пристройки к ней, построен крытый двор. В самой избе будет музей. Уже работают плотницкие, гончарные и кузнечные мастерские. Здесь собираются люди совершенно разного возраста и профессий, влюбленные в Русский Север. Сейчас плотницкому мастерству по старинным технологиям почти нигде не учат. Поэтому здесь сохраняют не только старинные постройки, но и культуру их строительства. Ученики мастерских задействованы в реставрационных работах в комплексе «Кижи».
Наталия Нехлебова