В школе, как у любого ребенка, у меня было множество вопросов. Большинство из них начиналось со слова «почему», а в ответ чаще всего звучало слово «надо»
Мне этого было решительно недостаточно. Я не верю в «надо», я верю в «есть необходимость, объясняемая следующими причинами...»
В общем, для учителей в этом плане я была не самым удобным учеником. Особенно, когда стала постарше и начала бороться с системой этих дурацких никем не объясняемых «надо»:
- Даша, в школе нельзя ходить с распущенными волосами, надо заплетать!
- Почему?
- Такое правило.
- Я не понимаю, чем обосновано это правило, мне удобно ходить так.
- Директриса увидит – твоей учительнице попадет!
- Извините, мне это безразлично.
И ведь добивалась своего, меня больше не трогали. Ну, до столкновения со следующим подобным правилом.
Но обиднее всего было на уроках. Каждый по себе помнит, как не хочется лишний раз делать то или иное задание. Бесконечные упражнения по алгебре, пересказы по английскому. А химия и физика, - в принципе как предметы, - они вообще зачем?!
На одном уроке по химии кто-то достиг своего предела, слушая про непредельные углероды, и воскликнул: «Елена Николаевна, я не понимаю, зачем нам химия! Большинству эти знания никогда в жизни не пригодятся. Зачем нас мучать?»
Я очень хорошо запомнила этот случай. Это был пример правильной реакции преподавателя даже на такой невежливый вопрос. Она не стала игнорировать или хамить в ответ, запугивать двойкой. Она объяснила. Спокойным тоном сказала:
«Дело не в химии как в науке. Да, большинству из вас вряд ли пригодятся в жизни уравнения химических реакций. Дело в том, что занимаясь в школе самыми разными предметами, вы таким образом расширяете кругозор и развиваете свои мозги, вот и все»
Тот урок химии я вспомнила спустя несколько лет, подрабатывая самым распространенным студенческим способом – репетиторством. Мальчик-шестиклассник получал по английскому тройки и терпеть не мог этот урок.
Я взялась за дело, каждый раз тщательно ему объясняя, где будет легко, а где – потруднее. Зачем нужно то или иное упражнение, какая польза от пересказов и за что его в школе мучают словарными диктантами. Рисовала, какие перспективы перед ним открывает знание иностранного языка. Не прошло и пары занятий, как ребенок с энтузиазмом втянулся.
А потом получил годовую «пять»
Я думаю, дело в том, что он не просто знал, что учить английский надо. Он знал, почему.
Дарья Кустова