С развитием интернета выросла скорость обмена информацией и в десятки раз сократился срок жизни новостей. Теперь новости — это новое золото, и ради того, чтобы уследить за изменениями в мире, люди готовы отказаться от многого.
Как оказалось, помимо очевидных жертв (платные подписки, сон, общение с близкими, время наедине с собой, вдумчивое чтение) мы не против даже потерпеть боль ради информации, которая ничего нам не даст. Проще говоря — из любопытства(?). Зависимости от новостей подвержены все: достаточно взглянуть, как меняется стоимость акций «Твиттера» после новых твитов его владельца, Илона Маска. СМИ и медиа борются за аудитории, привлекая внимание к ярким и броским пустышкам.
На днях журнал Science опубликовал статью о том, на что люди готовы пойти ради того, чтобы узнать будущее. Стефан Боде, психолог из Мельбурнского университета (Австралия) провел серию экспериментов. Участникам показывали серию подбрасываний монеты. Каждая сторона монеты приносила участникам небольшой выигрыш. Участники не знали, сколько именно получали, поэтому Боде предложил им выбор: узнать «стоимость» выпадения орла и решки в обмен на короткую вспышку жара в предплечье. Это никоим образом не влияло на результат: участники получали одну и ту же сумму вне зависимости от знания результатов.
75 % участников готовы были выдержать минимальное воздействие тепла. Но их готовность переносить боль возрастала по мере увеличения суммы выигрыша. Чем болезненнее становились вспышки, тем меньше становилось желающих узнать результат. И все же почти в половине случаев участники соглашались даже на самые болезненные воздействия.
Психолог пришел к выводу, что неизвестность вызывает такой сильный страх и дискомфорт, что некоторые готовы испытать физическую боль ради обрывков достоверной, но бесполезной информации. «Не знать — это очень больно», — подытоживает он.
Австралопитек в мегаполисе глазами Midjourney
В своих исследованиях Стефан Боде старается ответить на вопрос, на что мы готовы пойти ради информации. Например, если люди вот-вот испытают вспышку боли, захотят ли они заплатить за то, чтобы узнать, насколько серьезной она будет? В них удивительно то, что люди ценят информацию даже когда не могут использовать её, чтобы повлиять на ситуацию. И чем сильнее неопределенность, тем более ценным становится знание.
Конечно, отчасти стремление узнать как можно больше объясняется тем, что хорошо осведомленный примат — живой примат. Но информации, которую получали наши предки тысячи лет назад, было гораздо меньше, чем сейчас, а фундаментальных изменений в мозге с тех пор не произошло. Теперь же за один поход в магазин можно встретить больше людей и увидеть больше, чем первобытный человек видел за свою жизнь. И раз уж мозг не умеет останавливаться сам, жадно потребляя все, что ему предлагают, нужны искусственные ограничения. Так что словосочетание «цифровая гигиена» — это не просто слова, а способ сохранить здоровую психику, критическое мышление и отношения с окружающими.