Романтические чувства между роботом и человеком — популярный сюжет романов и фильмов. Но сегодня фантазия может стать реальностью. Возможно ли, что скоро все мы сможем общаться с машинами, которые будут смеяться и плакать вместе с нами?
Вспомните «Бегущего по лезвию», где андроиды боролись с людьми за место под солнцем. Или «Электрическое тело пою!» Рея Бредбери, там электронная няня нашла подход к каждому из членов семейства и оказалась более человечной, чем сами люди. Еще замечательный мультфильм «Валл-И».
Массовая культура полна примеров, когда авторы посвящали свои работы искусственному интеллекту. В них было все — и страх, и влечение, и восхищение, и презрение. Люди и боятся машин, и интересуются ими.
Этот интерес неразрывно связан с вопросами, где проходит черта между человеком и искусственным интеллектом, исчезнет ли она когда-нибудь? Способны ли роботы научиться не только думать, но и чувствовать и вести себя, как мы? Сможет ли робот когда-нибудь стать человеком?
Новые области науки пытаются найти ответы на вопросы. Экспериментальная робототехника разрабатывает программы в стремлении воспроизвести специфическое поведение человека, например способность любить. Создает машины, которые могли бы учиться в процессе развития так же, как люди. Созревать от новорожденного до взрослого.
«Мое исследование в Киотском университете сосредоточено на создании робота с человеческими эмоциями, способного научиться эмоциональному поведению от людей, с которыми взаимодействует. В основном заботе и состраданию. Обучение на примере — путь, благодаря которому мы могли бы создать машину, способную испытать весь спектр человеческих эмоций», — рассказывает профессор Анжелика Лим.
Откуда берутся человеческие эмоции
Прежде, чем браться за создание эмоционального робота, экспериментальная робототехника пытается разобраться, как сами люди учатся чувствовать и учатся ли. Хотя этот процесс все еще кажется магией, психология постепенно приоткрывает некоторые из секретов.
В возрасте двух лет маленький ребенок начинает говорить, а следовательно, учится называть свои эмоциональные состояния. Слово «грустный», например, относится к определенному набору физиологических и психологических проявлений, наряду с ассоциативными выражениями этого чувства тоном голоса, мимикой и движениями тела.
Печаль выражается замедленной речью, опущенными уголками губ, вялыми движениями. Гнев, напротив, обычно ассоциируется с напряженной, резкой речью, нахмуренными бровями, быстрыми, агрессивными движениями.
Становясь старше, мы используем весь спектр внешнего выражения, чтобы как можно точнее передать внутреннее состояние и продемонстрировать свои эмоции другим. Иногда мы наделяем эмоциональными характеристиками объекты нечеловеческой природы — например, говорим, что музыка была грустной или пес нам радовался.
Люди берут пример с родителей, бабушек, дедушек, сверстников, и так учатся демонстрировать чувства
Порой мы пытаемся прислушиваться к себе, принимать свои чувства, чтобы точнее доносить до окружающих, что испытываем. Например, я могу поймать себя на том, что часто начинаю повышать голос, если испугана или взволнована, и люди ошибочно предполагают, что я злюсь.
Часто мы выражаем эмоции быстро, непроизвольно, подсознательно выбирая те или иные способы передачи информации другим.
Но как у нас это все получается? Мы учимся этому, или от рождения способны демонстрировать свое эмоциональное состояние, или же оба варианта верны в равной степени?
Длительное время считалось, что способность выражать эмоции обусловлена биологией, особенно если говорить про основные, такие как радость, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление.
Однако новые исследования доказали, что способ выражения эмоций человеком может, по крайней мере частично, зависеть от научения в раннем возрасте. Люди берут пример с родителей, бабушек, дедушек, сверстников, и так учатся демонстрировать чувства.
Пожалейте робота
Отношения с родителями или другими значимыми взрослыми в юном возрасте имеют огромное значение. Исследования показали, что, когда новорожденную мартышку забирают у родителей, ее мозг развивается иначе в тех отделах, которые контролируют социально-эмоциональное поведение.
«Полученные данные доказывают, что забота о ребенке с раннего возраста или отсутствие такой заботы могут кардинально изменить будущее эмоциональное поведение человека, в том числе и на генетическом уровне», — утверждает Лим.
Опыт раннего детства накладывает отпечаток на всю жизнь, влияет на формирование эмоционального интеллекта. Например, сироты, выросшие в детдоме, в дальнейшем сталкиваются с трудностями в выражении базовых эмоций — радости, печали и страха. А вот демонстрировать гнев они умеют отлично.
Это важно учесть при создании чувствительных роботов.
Научить машину чувствовать
Как можно использовать полученные знания в создании роботов, способных к проявлению эмоций? Экспериментальная робототехника работает над созданием машины, которая сможет учиться вести себя так же, как этому учатся дети.
На первом этапе ученые смоделируют такое программное обеспечение, которое будет работать подобно человеческому мозгу. Затем робота поместят в определенную среду, чтобы тренировать «мозг». Например, через взаимодействие с заботливым опекуном. В свою очередь, тот поможет роботу развивать эмоции так же, как помогал бы ребенку разбираться со страхом, гневом или радостью.
Но давайте спросим себя, что такое для робота чувства? И как мы узнаем, что за эмоции он испытывает? Предположим, что радость для робота — это когда все его системы работают отлично, батарея заряжена на полную, температура в норме. Так же чувствует себя новорожденный, когда он чистый, сытый, здоровый и бодрый.
С другой стороны, робот почувствует себя несчастным, если в системах что-то сломается, батарея разрядится, появятся проблемы с микрофоном или видеодатчиками. Как если бы младенец проголодался или испугался.
Опекуны общались с роботами, демонстрируя эмоции, учили, как правильно показывать чувства, когда он расстроен или весел. Например, когда роботу хорошо, опекун играет с ним в веселые игры, улыбается, смеется. Когда робот расстроен — опекун жалеет его, демонстрирует сострадание, эмпатию, печаль.
В итоге робот тренируется выражать свое внутреннее состояние, основываясь на тех моделях, которым его учат.
Если опекун изменит способ выражения той или иной эмоции, это повлияет и на робота. Например, если человек сочувствует расстроенному роботу, показывает, что тоже расстроен, будет говорить с ним медленно, печальным голосом, робот научится показывать, что он расстроен, используя при этом инструменты, указывающие на грусть, печаль.
Если же опекун будет ругать расстроенного робота, показывая раздражение или гнев, робот научится выражать печаль, используя инструменты, которые обычно ассоциируются у нас с гневом.
То же самое можно проделать и с радостью. Учить робота выражать ее бурно, с возгласами и смехом. Или показать ему тихую радость, спокойную реакцию. Как и у людей, таких вариантов может быть множество.
Может ли робот любить?
Можно выделить два способа создать робота, который будет испытывать чувства. Первый — искусственный интеллект можно запрограммировать вести себя так, будто он влюблен, внешне показывать эмоции. Однако это не будет означать, что робот чувствует, скорее он просто изобразит любовь.
Второй и менее очевидный способ — создать нечто, более похожее на мозг, чем на компьютер. Эта система не будет контролироваться иерархически сверху вниз. Напротив, элементы системы будут скорее походить на нервную систему человека. С такой структурой можно создать компьютер, которые на самом деле сможет любить.
«Я всегда склонялась ко второму способу. Вместо того, чтобы запрограммировать робота демонстрировать чувства, мы можем научить его радоваться и любить», — говорит Лим.
Эмоциями окрашены каждый наш поступок, каждое слово, наша мимика, жесты. Благодаря способности проявлять их мы можем выживать в социальном мире.
Роботы с каждым годом все больше интегрируются в нашу жизнь. И если они смогут распознавать наши чувства и отвечать на них, это может принести пользу. Эмоциональные роботы смогут общаться с нами так, как нам понятнее и удобнее. Например, вместо того чтобы мигать и пищать, когда разряжается батарея, они могли бы вздыхать, качать головой или прихрамывать.
Задача не в том, чтобы создать роботов, которые могут влюбляться, обижаться или злиться. Ученые ставят себе цель придумать машины, которые станут более человечными. Ведь с каждым годом мы сами все больше ведем себя как роботы.
Ксения Трошина