Родители оторвались от своих компьютеров. Вопрос задавала дочь-третьеклассница, в руках у нее был учебник по русскому.
- Вот тут надо ответить: какой падеж существительного в словосочетании "сварить кофейку"? Мама, папа? Какой падеж?
Мама и папа посмотрели друг на друга, потом на дочь, потом на учебник...
- Ээээ... там так и написано, "сварить кофейку"?
Да, в учебнике было написано именно так: "сварить кофейку" - какой падеж существительного? И началось. Словари. Справочники. Онлайн-словари. Потом звонки друзьям. Дательный - кому? чему? - "кофейку". Но при чем тут дательный? Винительный, родительный?.. Нет, не может быть. Непонимание, отчаяние: мы, люди с высшим образованием, не можем определить падеж слова!
Спокойно, родители. Оставим в стороне вопрос к составителям учебника для третьего класса - и постараемся успокоить вас, взрослых: это не самая простая задачка, а если школу вы окончили давно, то и о падежных формах существительных задумываться вам каждый день ни к чему. Вряд ли вы вообще помните, что их, падежей, шесть. А уж если вам сказать, что их может быть и больше...
Да-да, у лингвистов есть основания полагать, что падежей в русском языке больше шести. Взять хотя бы родительный падеж: чая, сахара, кофейка (от "кофеек") - это "классический" родительный. Но есть внутри того же падежа формы с особым окончанием -у, -ю и со значением ограниченного количества: чашка чаю, добавить сахару, сварить кофейку. Внутри предложного падежа тоже можно найти разные формы: рассказали об аэропорте - встретил в аэропорту, тосковать о доме - работать на дому. Формы с окончанием -у (в аэропорту, на дому, в лесу, на берегу) языковеды называют "местным падежом", так как они обычно называют место действия.
И что теперь? В русском языке не шесть падежей, а восемь?! Без паники, родители. Падежей шесть. Двойные формы есть лишь у некоторых существительных. Поэтому "чаю/чайку", "кофейку", "песку", "сахару" - это родительный падеж, но с особым значением: ограниченного количества
Марина Королёва