Фильм «Офицеры», считающийся серьёзной военной драмой, ставший культовым, на самом деле (по крайней мере, в первой своей половине) фильм детский. То есть местами наивный.
Вспомним некоторые моменты.
Выпускник училища Трофимов привозит на азиатскую границу (там кровавая война с басмачами!), на пограничную заставу (там ни одной женщины!) молодую жену Любу. Предположим, в каких-то случаях это было допустимо. Но неужели красному командиру Трофимову не было страшно за жену? На заставе одни мужики, кругом — басмачи. В пекло привёз!
Но Любу по сценарию басмачи должны украсть. Для этого герой, по замыслу авторов фильма, её и привёз.
В момент прибытия Трофимова с женой на заставу, с басмачами где-то в горах разгорается серьёзный бой. (В результате захватывают какого-го там хана!) Но комэск (актёр Дружников) ведёт с Трофимовым милый интеллигентский разговор, объясняет ему пафосно то, что тот сто раз должен был слышать в училище. Что...
есть такая профессия —
Родину защищать.
Хотя... Понятия «родина», между прочим, в то время у наших отцов-дедов в ходу не было. Им внушали идею всемирной революции. Мол, родина — весь земной шар.
Вечер, отбой. Трофимов оставляет жену одну в казарме, полной солдат, и идёт зачем-то к комэску. Между прочим, грубое нарушение субординации — его не вызывали. И дела-то никакого нет. А идёт затем, чтобы жена в это время пошла за водой и чтобы её украли. Дневальный, конечно, засыпает (хотя ещё неглубокая ночь), чтобы предоставить ей эту возможность.
Любу выкрадывают прямо рядом с казармой. Комэск велит расстрелять дневального. Но этим правом обладал только революционный трибунал. И если на то пошло, то комэска самого надо было отдать под суд за отвратительную охрану заставы. И также за то, что не разглядел в переводчике агента басмачей.
Но теперь девушку надо спасти. И спасать её идут почему-то только двое, Трофимов и Варавва. А у банды басмачей — тысяча сабель. И, конечно же, двое лихих ребят выручают Любу. И она, городская девушка из консерватории, скачет на лошади, как заправская наездница.
А потом Трофимов один отбивает Варавву у оравы басмачей, и они скачут вдвоём на одной лошади, а джигиты ну никак не могут их догнать. Пока не попадают под огонь из пулемёта, который ведёт комэск, отправивший в расположение банды из тысячи сабель двоих храбрецов.
Ещё один ему трибунал.
А потом, спустя много лет, друзья встречаются нечаянно, именно тогда, когда Трофимову нужно устроить внука именно в том училище, где начальником Варавва. Странно, если учесть, что бывшие сослуживцы, а друзья в особенности, поддерживают письменную связь всю жизнь. Это незыблемая традиция военных.
Не буду называть другие натяжки и нелепости. Юматов явно староват для этой роли, а Лановой до неприличия красив. У Вараввы любовь к Любе, но он даже не пытается отбить её, хотя она, судя по её поведению, была бы не против. А потом Варавва, такой красавец, ни на ком не женится всю жизнь… Это, вообще, что такое? А это для того, чтобы по нему, такому верному своему чувству, вздыхали миллионы женщин.
Готов согласиться, это шедевр. Только шедевр детского кино про революцию и войну.
Виталий Ерёмин