В понедельник полдня я пробыл дома, потом М.Р. Рахматулин довёз меня до офиса.
Первым делом я скинул записи с диктофона — их отдадут В.И. Бабенко, и она быстро и хорошо всё расшифрует.
Из офиса мы отправились сначала в пивной бар «Шварцкайзер» на Селезнёвской улице, рядом с «Оптикой-8». Администратора Сергея Евгеньевича не было, но он договорился, чтобы мы оставили книги молодому интеллигентному и доброжелательному официанту.
А затем мы поехали на Речной вокзал, там недалеко есть кафе «Профессоре».
Владеют кафе две замечательные женщины. Они же администраторы, они же бухгалтера, они же калькуляторы, они же официантки… Словом, они — всё.
Слева — Аза, справа — Сесек. Фото М.Р. Рахматулина
Поразила атмосфера кафе — доброжелательная, добрая, домашняя. Нас встретили там как старых друзей.
У них отличное меню, большой выбор.
У них прекрасная кухня, всё свежее и вкусное.
У меня завязался серьёзный разговор с одной из владелиц, Азой Хаджибикаровной.
— Как успеваем всё делать? — Аза Хаджибикаровна задумалась, — Трудно сформулировать. Да, мы снабженцы, мы реализаторы, мы тут отвечаем за всё. Но нам нравится. Мы любим наших клиентов, они у нас люди особые, интеллигентные. У нас индивидуальный подход… Мы знаем вкусовые пристрастия большинства наших гостей.
Я слушал внимательно рассказ-отчёт и радовался.
Так и должно быть: работа доставляет удовольствие. А если повар готовит с удовольствием, получается вкуснее — это давно доказано.
Мы оставили в кафе «Профессоре» 28 книг «КомпьютЕрики шутят», каждую я подписал. Подписывал, избегая повторов. Кому-то желал больше творчества, кому-то — здоровья, кого-то призывал почаще отдыхать, некоторым предрекал финансовый успех… Словом, импровизировал.
Самое удивительное, когда я так поступаю, что порой книгу берёт именно тот, кому подходит надпись.
Мы с Маратом Рауфовичем замечательно отдохнули в «Профессоре».
Мы замечательно пообщались.
Мы замечательно провели время.
Затем вернулись в офис, ответили на письма (их было немного), и Марат Рауфович отвёз меня домой.
Любопытно, когда я встречаюсь со своими учениками или читателями книги «Курить, чтобы бросить!», многие из них не верят, что на письма я отвечаю сам. В этих случаях всегда произношу фразу: «Не ответить на полученное письмо всё равно что не пожать протянутую руку».
Вечером подводил итоги дня. Прежде всего, посмотрел, сколько появилось новых читателей бесплатной онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и сколько появилось новых учеников, решивших получить навык слепого десятипальцевого набора с помощью курса «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Не хочу называть номер школы, но рассказать о ней считаю нужным.
Моя приятельница обратилась ко мне с просьбой, не могу ли я помочь с поступлением в школу её сына, которому недавно исполнилось семь лет.
Я был уверен, что никаких проблем для выполнения этой просьбы не возникнет: позвоню директору школы, представлюсь, договорюсь о встрече, подарю ему свои книги, и он определит мальчонку в первый класс.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Две недели я дозванивался до директора школы, но так и не дозвонился. Дальше секретаря меня не пустили: не положено.
Книги директору школы я послал с курьером, и он их получил. Но и тогда сердце его не смягчилось, и разговаривать со мной по телефону он отказался.
Секретарь сообщила: «Все контакты только через пресс-службу департамента образования».
В пресс-службе департамента, вроде, обещали помочь, но потом сдались: «Не хочет с вами директор школы разговаривать, а заставить его мы не можем».
Не буду рассказывать всех подробностей, сколько раз и кому я звонил, сколько раз, с кем и о чём говорил. Главное, что результат нулевой.
И тогда я сказал своей знакомой: «Вы знаете, не надо вашего сына устраивать в эту школу. Это плохая школа. По крайней мере, директор в ней скверный. Лучше в обычную, что рядом с домом. Поверьте мне, — говорил я, — интуиция в данном случае меня не обманывает».
И стало мне неудобно и неловко и за директора школы, и за его секретаря, и за департамент образования Москвы, который каждый год утверждает, что образование идёт всё лучше и лучше, воспитание школьников улучшается.
А что на самом деле? Это тема для отдельного разговора. Возможно, я его когда-нибудь и поведу.
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Сократ (470/469 до н. э. — 399), древнегреческий философ