На любом собеседовании о приеме на работу почти всегда рано или поздно звучит предложение «рассказать о себе». Кажется, вся наша жизнь готовила нас к ответу на этот вопрос, но многие соискатели тем не менее теряются и не знают, с чего начать. Неужели интервьюер действительно хочет услышать подробный рассказ о нашей карьере и личной жизни?
На самом деле этот вопрос — проверка коммуникативных навыков соискателя, поэтому сочинять ответ на ходу весьма рискованно. Но если вам удастся заинтересовать работодателя историей своего карьерного пути, это очень поможет при ответах на все последующие вопросы. «Рассказ о себе — это ключевой этап собеседования. Он дает вам возможность убедить интервьюеров, что вы идеально подходите для этой должности», — уверена Джудит Хамфри, основатель компании по обучению персонала.
Коуч и консультант руководителей Сабина Нэваз, проработавшая в Microsoft 14 лет, объясняет, что готовит своих клиентов в первую очередь именно к ответу на этот вопрос. «Рассказывая о себе, кандидат получает контроль над ходом собеседования и может обратить особое внимание на те аспекты своей карьеры, которые особенно важны для нового работодателя».
Чтобы подготовить достойный рассказ о себе, придется приложить немало усилий. Вот на что важно обратить внимание.
Не совершайте типичных ошибок
Интервьюер наверняка уже ознакомился с вашим резюме, так что не стоит еще раз пересказывать его содержание. «Недостаточно будет сказать: у меня есть такой-то опыт, образование я получил там-то, есть такие-то сертификаты, я работал над такими-то необычными проектами, — предостерегает Джош Дуди, бывший менеджер по найму персонала и коуч, обучающий клиентов ведению переговоров о зарплате. — Большинство соискателей рассказывают именно об этом, но это самый легкий путь. Мы инстинктивно начинаем перечислять все то, что уже указано в нашем резюме».
Идя по легкому пути, вы упускаете возможность рассказать о себе что-то новое. «Не стоит «вываливать» на интервьюера гору информацию о себе», — подчеркивает Джудит Хамфри.
Ясно сформулируйте основную идею
Хамфри рекомендует построить рассказ о себе вокруг основного утверждения, приведя для него три доказательства. Например: «Я уверен, что у меня хорошие предпринимательские способности. У меня есть немалый опыт в этой сфере. Меня интересует эта позиция, поскольку она даст мне возможность развивать свои навыки».
Чтобы как-то выделиться среди остальных соискателей, вам нужно убедить интервьюеров, что ваш приход повысит эффективность трудового коллектива. Важно заранее подробно узнать, какие задачи решает ваша будущая команда, и говорить именно то, что менеджеры хотят услышать.
«К примеру, вас интересует позиция маркетолога. Вы выяснили, что ваша новая команда стремится активнее проявлять себя в социальных сетях, — приводит пример Джош Дуди. — Когда на собеседовании вам предложат рассказать о себе, вы можете сказать: «Меня очень интересуют социальные сети, я пользуюсь ими уже 10 лет — и в профессиональных, и в личных целях. Я всегда ищу возможность донести идею до широкой аудитории с помощью новых платформ. Я знаю, что ваша команда сейчас ищет новые возможности и пробует вести рекламную кампанию в Instagram. Мне было бы очень интересно в этом поучаствовать».
Сразу обрисовав основную идею своего рассказа, вы показываете интервьюеру, на что в первую очередь обратить внимание
Обратите внимание: вы многое рассказали о себе, но вся эта информация напрямую относится к целям и задачам рабочей группы, к которой вы хотите присоединиться».
Сразу обрисовав основную идею своего рассказа, вы показываете интервьюеру, на что в первую очередь обратить внимание. Сабина Нэваз приводит такой пример рассказа о себе: «Я бы сказал, что у меня есть три качества, которые сыграли особенно важную роль в моей карьере, и они будут очень полезны [на новой должности]. Приведу пример. В 2017 году мы столкнулись с кризисом — [рассказ о кризисе]. Проблема была в [том-то]. Справиться с кризисом мне помогли именно эти качества — [каким образом]. Именно поэтому я считаю их своими сильными сторонами».
Два важнейших момента предварительной подготовки
Ваша задача — не просто перечислить факты своей биографии, а рассказать связную историю о себе. Над ней придется поработать заранее.
Чтобы рассказать хорошую историю, в первую очередь спросите себя, какими карьерными достижениями вы особенно гордитесь и как эти достижения подчеркивают ваши сильные стороны. Какие из этих качеств пригодятся вам и в будущем?
Не будьте банальны. «Любой скажет, что он умен, трудолюбив и умеет достигать поставленных целей. Вместо этого расскажите о своих уникальных особенностях, о тех качествах, которые отличают вас от других, — советует Сабина Нэваз. — Почему они так важны именно для вашей новой работы?»
Ваша цель — понять, чем занимается компания, какие цели преследует, с какими трудностями сталкивается на пути к их достижению
Как собрать побольше примеров своих достижений? «Своим клиентам я рекомендую перед собеседованием поговорить с коллегами, партнерами, друзьями — они помогут вспомнить интересные случаи, о которых вы могли забыть», — предлагает Нэваз.
Не менее важно понять, зачем вообще компания ищет сотрудника на эту позицию. «На самом деле на собеседовании вас спрашивают: «Чем вы сможете нам помочь?» Если вы пришли подготовленным, то уже знаете, что требуется вашему будущему работодателю», — уверен Джош Дуди.
В чем заключается эта подготовка? Дуди рекомендует внимательно изучить описание вакансии, поискать в интернете информацию о компании, попробовать найти блоги или видеоролики ваших будущих коллег. «Ваша цель — понять, чем занимается компания, какие цели преследует, с какими трудностями сталкивается на пути к их достижению», — подчеркивает он.
Не стоит затягивать рассказ
«Чтобы слушатели не успели потерять интерес, постарайтесь, чтобы ваш рассказ занял около минуты. За меньшее время вы вряд успеете сказать обо всем важном, но, если затянете, ваш ответ скорее начнет походить на монолог», — рекомендует Джудит Хамфри.
Конечно, потребуется развитый эмоциональный интеллект, чтобы понять, насколько заинтересованы слушатели. Постарайтесь почувствовать настроение аудитории. Важно, чтобы менеджеры, проводящие собеседование, ясно понимали вашу основную идею. Бессвязный рассказ «обо всем» показывает, что у соискателя нет цельного представления о самом себе.
Николай Проценко