Многолетний премьер лондонского Королевского балета Ковент-Гарден Йохан Кобборг работает над премьерой в Петербургском государственном Театре балета им. Леонида Якобсона, куда заглянула и корреспондент «Труда». В тот день на репетиции была задействована практически вся труппа (к слову, одна из самых молодых в России, средний возраст артистов 23 года). Сам Йохан, кажется, ни разу за все время не присел, не только уточняя, но и показывая солистам и кордебалету, что от них требуется в том или ином движении, повороте головы, мимике. Он и сегодня, в 45 лет, легок, прыгуч, эмоционален.
«Самое главное в «Дон Кихоте», – объясняет Кобборг артистам, – поиски любви. Прежде всего – любовь!». И на глазах преображается, объединяясь в танце с исполнительницей партии Китри Аллой Бочаровой. Приглашенный солист Мэттью Голдинг, репетирующий вместе с Андреем Сорокиным партию цирюльника Базиля, аплодирует, не скрывая своего восхищения.
Во время короткого перерыва подхожу к Йохану и спрашиваю – что подвигло на новую постановку.
– Я сам не раз танцевал в «Дон Кихоте», – был ответ. – В том числе на сцене Мариинского театра. Это один из самых любимых мной балетов. Но мне всегда виделась слабость в его сюжетной линии. Герой на протяжении всего спектакля путает сон и реальную жизнь. Мне же хочется отделить его грезы от реальности. Ещё важно внятно прописать характеры персонажей, их взаимоотношения. Главный ориентир в этом балете для меня не текст, а музыка. Задача – совместить с ней мои идеи.
– Откликнувшись на предложение руководителя Театра балета им. Якобсона Андриана Фадеева ставить в Петербурге, вы привезли с собой также бывшего коллегу по Королевскому балету Мэттью Голдинга. Может, был смысл пригласить и Алину Кожокару, вашу многолетнюю партнершу по лондонской сцене?
– Это было бы, конечно, здорово, однако она только-только родила… Но и у вас в Петербурге я встретил высокопрофессиональных артистов. Хотя признаюсь, когда получил предложение, то поначалу сомневался, принимать ли его. Все же решил довериться Андриану, которого знаю как блестящего танцовщика. И не ошибся!
– Театр балета имени Якобсона – труппа гастролирующая. Это имеет какое-то значение при работе над спектаклем?
– Для меня – да. Мне важно, чтобы моя постановка была интересна зрителям в разных концах России и мира.
Датчанин Кобборг, лишь сравнительно недавно завершивший карьеру танцовщика, уже успел зарекомендовавший себя как хореограф. Москвичам, вероятна, памятна его постановка «Сильфиды» в Большом театре в 2008 году. И в том случае он «отметился» собственной версией хрестоматийного балета, сумев внести небольшие, но яркие штрихи в драматургию танца.
– Этим лично мне Йохан и интересен! – говорит заслуженный артист РФ Андриан Фадеев. – Он и танцовщиком был неординарным, непременно вносил что-то свое в исполняемые партии. Балет «Дон Кихот» очень популярен, его ставят многие. Мне же хотелось, чтобы наш спектакль был непохож на другие. Так родилась идея пригласить Кобборга. Йохан уделяет большое внимание актерскому мастерству, технике мужского танца, что для данного балета имеет едва ли не первостепенное значение. Я сам танцевал в нем. Это балет-риск, настолько сложны в нем партии, насыщенные трюками и требующие эмоций. В этом спектакле, как, пожалуй, ни в каком другом, нельзя выйти к зрителю с «холодным носом».
– Ставил ли постановщик, принимая приглашения поработать в Петербурге, какие-то «особые условия»?
– У него всегда одно условие – свобода творчества. Балет Мариуса Петипа «Дон Кихот» не имеет нотации, записей его не существует. Что дает возможность хореографу скорректировать либретто, сделав собственную интерпретацию. То, что предложил Йохан Кобборг, мне кажется интересным и новым.
– Вы, будучи художественным руководителем труппы и директором театра, принимаете участие в этой работе
– У меня есть, конечно, свое видение, в частности, кому из артистов какую партию предложить. Но мы с Йоханом знакомы много лет, участвовали в общих проектах, и я доверяю его выбору. Если же по ходу репетиций появляется какая-то мысль, обсуждаю её с ним, но не навязываю. Решает в итоге он.
Премьера нового спектакля Театра балета им. Якобсона намечена на середину декабря.
Людмила Безрукова