Еще не успели поблекнуть краски ярких анонсов трехмерных девайсов на мировых выставках потребительской электроники, как оказалось, что 3D-технологии готовы шагнуть к российским потребителям. В начале февраля Samsung Electronics и российский производитель оборудования для цифрового ТВ «Дженерал Сателайт» подписали соглашение о совместных работах, а поставщик ТВ-контента «Платформа HD» уже начал спутниковое 3D-вещание. Домашнее 3D-телевидение в России скоро станет массовым?
Не простой телевизор
Основания для ожиданий успеха достаточно, ведь 3D — это не только модное слово, но и доходное дело. А на территории нашей страны, по оценкам аналитиков iKS Consulting, к концу 2009 года проживало 19,5 миллиона абонентов платного телевидения, которые заплатили за услуги 26,2 миллиона рублей. Из них около 80 тысяч подписаны на ТВ-каналы высокой четкости (HD TV) — это аудитория, готовая «голосовать рублем» за самые передовые телевизионные технологии. Фактически HD-телевизор есть в каждой третьей московской семье, отмечает управляющий директор «АКАДО-Столица» Денис Лобанов. По сути, он превращается в 3D-устройство путем добавления функции декодера стереокартинки. Потому, рассказывает представитель корпорации «Дженерал Сателайт» Сергей Орлов, тем, кто уже подписан на услуги «Платформы HD» и пользуется цифровой приставкой HD 9300, достаточно обновить ПО приставки прямо через спутник. У кого-то дома уже может оказаться 3D-телевизор Samsung: на заводе в России год как производится целых четыре модели, и, по словам старшего менеджера отдела маркетинга Samsung Electronics Владимира Дурбажева, продается в среднем по две тысячи ящиков в месяц.
Если же всерьез говорить о привлечении новых абонентов, нужно вести разговор о покупке нового приемника. Это выльется, по оценкам Сергея Орлова, в 28-45 тысяч рублей, еще 6 тысяч — за стереоочки, остальное (ресивер, подключение, годичная подписка на HD-пакет) обойдется в 15-17 тысяч рублей.
Не самая запредельная стоимость передовой услуги. Однако шаг в сторону других торговых марок и моделей подобен прогулке в джунглях с -неизвестным результатом. «HD-телевизоры наши люди покупать любят, в Москве их уже миллион, — говорит Денис Лобанов. — Но приобретают их в основном как большой телевизор. И могут столкнуться с проблемами. Ведь возможных вариантов реализации 3D-картинки сегодня множество, причем каждый — со своими особенностями. Скажем, наклейка Full HD означает не то же самое, что HD-ready, и сильно отличается от HD-compatible, а 720p отличается от 1080i не только разрешением экрана, но и типом экранной развертки. Но эти параметры принципиально важны для получения качественного 3D-изображения. Например, телевизоры HD-compatible обычно намного дешевле HD-ready, но достигается это за счет меньшего разрешения экрана телевизора. Правда, ситуация меняется буквально на глазах: производители телевизоров вносят усовершенствования чуть ли не ежемесячно. Но что смотреть?
А есть ли контент?
Большинство ведущих киностудий вплотную занялось производством 3D-видео. В центре внимания продюсеров — главные ценности масскультуры: боевики, -романтические саги, -мультики и -мюзиклы. -Корпорация Sony объявила о создании целой индустрии конвертации старых фильмов в 3D-версии. Для этих целей в Индии создается специальная компания. На кону — доля уже активно формирующегося рынка продаж 3D-контента, который, по оценкам экспертов, к 2013 году достигнет 15,5 миллиарда долларов. То, что эта работа вполне выполнима, подтверждает такой факт. Если использовать специальное ПО Philips, позволяющее конвертировать обычный видеоряд в трехмерный, то команда из десяти человек за два дня одолеет полнометражный фильм. Профессиональное ПО дорогое, но есть возможность аренды.
Правда, фильмами, пусть даже собирающими в кинозалах мегакассу, 3D-активность точно не ограничится. Все-таки увлекательный фильм — разовое событие. А непрерывный спрос должен постоянно подогреваться потоками свежего контента. Даже если, как уверяет Николай Гюббенет, генеральный директор компании «Платформа HD», оператор не будет взимать дополнительной платы за 3D-канал.
Что приковывает внимание миллионов телезрителей к экранам? Спорт и горячие репортажи из центра событий. Потому приглашением в паб на экспериментальную 3D-трансляцию футбольного матча «Арсенал» — «Манчестер Юнайтед» в конце января вряд ли кто-то пренебрег. Картинка, по словам очевидцев, впечатляла.
Хотя оказалось, что искусство 3D-оператора подразумевает некоторые особые «трехмерные» навыки. Так, ракурс по линии центра футбольного поля оказался неудачным — картинка выглядела несколько плоской, даже движения игроков и мяча вдоль боковой линии не добавили новой глубины изображения. Но в целом техника подтвердила право на массовое применение, ведь одно дело — достичь объемного эффекта в студии, и совсем другое — с помощью репортажной переносной аппаратуры. К слову сказать, для съемки стремительных спортивных состязаний созданы особые камеры, снимающие кадры с удвоенной частотой 240 кадров в секунду!
Своя специфика — у 3D-трансляций «живого» объемного звука. Спутниковые технологии успешно прошли проверку еще в прошлом году. Так, английский оператор платного телевидения Sky вещал концерт группы Keane в реальном времени в формате 3D, а во Франции состоялась трансляция оперного спектакля с объемным звуком и объемным видеоизображением из оперного театра города Ренн.
3D для народа
Логично, что успешные опыты с «живыми» и студийными вариантами 3D-контента недавно завершились созданием 3D-Blu-ray-проигрывателей и соответствующих дисков. Вовремя подоспела ассоциация Blu-ray Disc — она объявила о завершении работы над спецификацией, определяющей требования к записи и воспроизведению трехмерного контента. И вот уже посыпались анонсы производителей. По оценкам специалистов, пара Blu-ray3D-плеер и очки будут стоить около 70 долларов. Можно считать, золотой ключик от массового рынка домашнего 3D-телевидения у нас в кармане: контент, средства его воспроизведения и тиражирования. Кстати, это еще не все. Технологии домашнего 3D-телевидения, базирующиеся на компьютерных технологиях, просто на блюдечке подают контент интернет-провайдерам. Не зря же крупнейший телекоммуникационный оператор Испании Telefonica включился в проект 3D-телевидения на паях со спутниковым оператором Hispasat! Помимо еще одного канала доставки 3D-контента потребителям — по сетям IPTV, ожидается обратный процесс: активный обмен 3D-контентом, подготовленным самими пользователями. И бытовые камеры для съемки домашнего 3D-видео на рынке уже появились, да и трехмерные приложения в Интернете тоже найдутся: Google Earth «в объеме», десятки онлайновых игр. Кстати, всевозможные приложения для домашней конвертации видео в формат 3D тоже есть. И по ценам и сложности они вполне доступны рядовым технически подкованным пользователям.
Так что критическая масса персональных цифровых видеотехнологий может очень скоро обернуться гораздо более быстрым приходом домашнего 3D-телевидения, чем это кажется сейчас. Правда, бурный рост спроса должны подтолкнуть инвестиции. Кстати, мощным двигателем может стать 3D-реклама. Представляете? Энергичные мужчины и женщины, выбравшие правильные жизненные ориентиры, то есть стирающие исключительно правильным порошком и ежедневно кушающие правильные йогурты, действительно придут к вам. Причем шагнут с экрана прямо к вашему дивану. Возможно, утренней овсянке вы после этого и не измените, но интерес к 3D у вас точно появится.
Елена Покатаева