На что опереться в мире, где традиции устарели, эксперты не могут прийти к единому мнению, а критерии нормы шатки, как никогда? Только на собственную интуицию.
Кому и чему мы можем доверять в нашем быстро меняющемся мире? Прежде, когда нас одолевали сомнения, мы могли опереться на древних, экспертов, традиции. Они давали критерии оценки, и мы пользовались ими по своему усмотрению. В области чувств, в понимании морали или в профессиональном плане мы располагали унаследованными от прошлого нормами, на которые могли положиться.
Но сегодня критерии меняются слишком быстро. Более того, иногда они устаревают с такой же неизбежностью, как модели смартфона. Мы больше не знаем, на какие нормы ориентироваться. Мы больше не можем ссылаться на традиции, отвечая на вопросы о семье, любви или работе.
Это результат неслыханного ускорения технического прогресса: жизнь меняется так же быстро, как и критерии, позволяющие ее оценить. Нам нужно научиться судить о жизни, профессиональных занятиях или любовных историях, не прибегая к заранее известным критериям.
Когда речь идет об интуиции, единственный критерий — это отсутствие критериев
Но ведь вынесение суждений без использования критериев — это и есть определение интуиции.
Когда речь идет об интуиции, единственный критерий — это отсутствие критериев. В ней нет ничего, кроме моего «Я». И я учусь доверять самому себе. Решаюсь на то, чтобы слушать себя. Вообще-то у меня почти нет выбора. Когда древние больше не проливают свет на современность, а эксперты спорят друг с другом, в моих интересах научиться рассчитывать на самого себя. Но как это сделать? Как развить дар интуиции?
На этот вопрос отвечает философия Анри Бергсона. Нужно научиться принимать те моменты, когда мы полностью «присутствуем в себе». Чтобы этого достичь, нужно для начала отказаться от подчинения «общепринятым истинам».
Как только я соглашаюсь с неоспоримой истиной, принятой в обществе или в какой-то религиозной доктрине, с мнимым «здравым смыслом» или с профессиональными приемами, которые для других доказали свою эффективность, я не позволяю себе воспользоваться интуицией. Значит, нужно суметь «разучиться», забыть все усвоенное раньше.
Обладать интуицией — значит осмелиться пойти в обратном направлении, от частного к общему
Второе условие, добавляет Бергсон, — это перестать подчиняться диктатуре срочности. Постараться отделить главное от срочного. Это нелегко, однако позволяет отвоевать немного пространства для интуиции: я приглашаю себя прислушаться прежде всего к себе, а не к крикам «срочно!», «скорее!».
В интуиции задействовано все мое существо, а не только рациональная сторона, которая так любит критерии и исходит из общих понятий, применяя их затем к частным случаям. Обладать интуицией — значит осмелиться пойти в обратном направлении, от частного к общему.
Когда, например, вы, глядя на пейзаж, думаете: «Это красиво», вы прислушиваетесь к своей интуиции: вы отталкиваетесь от частного случая и позволяете себе выносить суждения, не применяя готовых критериев. В конце концов, ускорение жизни и безумная пляска критериев у нас перед глазами дает нам исторический шанс развить силу интуиции.
Сможем ли мы им воспользоваться?
Шарль Пепен философ