Главный герой Джо (Джейми Фокс) – мужчина средних лет, живет в Нью-Йорке, работает школьным учителем музыки на полставки и продолжает мечтать о карьере джазового музыканта. В один прекрасный день мечта почти сбывается: бывший ученик Джо приглашает его подменить пианиста в группе знаменитой джазовой певицы. Прослушивание неожиданно проходит успешно, и вечером должен состояться концерт. Окрыленный этой радостью Джо не замечает открытый канализационный люк, проваливается в него и… умирает. Но это не конец, а лишь начало истории. В очереди душ на огромной лестнице в небо музыкант оказывается единственным недовольным своей скоропостижной кончиной. Он расталкивает толпу, бежит, падает и после перемещения в сложносочиненном пространстве оказывается в идиллическом месте, где юные души находят свое предназначение под руководством мудрых наставников. По ошибке Джо получает под свою опёку душу под подозрительно малым номером 22 (Тина Фей). И это не случайно: она засиделась на небе и ни в какую не желает отправляться на Землю, чтобы влачить там жалкое и неинтересное, по ее представлениям, существование. Джо решает, что это его шанс: надо найти для 22-й призвание и с ее пропуском вернуться в свое тело, чтобы не умирать в лучший день в своей жизни…
В своем прошлом фильме «Головоломка» нынешний руководитель студии Pixar Пит Доктер с увлечением покопался в человеческой голове, населив черепную коробку причудливыми существами и мирами. На этот раз он решил залезть в человеческую душу и создать собственную модель загробного мира, на замену немного устаревшей со времен Данте. С собой он взял в дорогу, словно Вергилий, режиссера-дебютанта Кемпа Пауэрса. Поднимать столь серьезные проблемы Доктеру также не впервой: он был режиссером еще одного шедевра студии, касавшегося темы смерти, - «Вверх», да и в принципе Pixar в своих фильмах всегда задается вопросами мироздания. Никакой религиозности «Душа» не предполагает, разве что принимает как данность, что какая-то душа у человека есть. Оскорбляет ли это видение загробной жизни чувства верующих, сказать не берусь, хотя вряд ли очаровательные малыши, похожие то ли на шарики от пинг-понга, то ли на грибы-дождевики, способны вызывать что-то кроме умиления. Весь мир внеземной жизни сделан похожим на какую-то старую компьютерную игру с трехмерными и двухмерными персонажами, нереальными цветами и такой же музыкой. Впрочем, миров там даже несколько, и в области их создания и населения кудесники из Pixar, как обычно, не сдерживали свою фантазию и вдоволь наигрались с аллюзиями, образами, ассоциациями и визуализацией разных штампов.
Другое дело Нью-Йорк, который полностью нарисован самыми реалистичными, почти фотографичными, яркими и живыми красками, наполнен шумом, гамом, людьми, машинами, животными. И, конечно, джазом, который несколько раз двигает сюжетное развитие мультфильма и является по сути одной из главных его идей, его дыханием. Тут уместны параллели со многими фильмами, включая, и «Ла-Ла Ленд», и недавний сериал Шазелла «Бар Эдди» (хоть его действие происходит в Париже), и «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и много что еще.
В отличие от большинства мультфильмов для детской аудитории, тут нет антагониста, нет злодея, хотя некий сюжетный квест зрителю предложен, и за героев придется попереживать. Впрочем, Pixar нередко строят свои мультфильмы именно так. Противопоставление мира земного и небесного скорее визуально (и мелодично), нежели идеологично, а главный конфликт кроется где-то внутри самого героя. Неожиданное путешествие туда, откуда не возвращаются, и общение с наивной, упрямой, но на самом деле очень жизнелюбивой 22-й позволяют Джо посмотреть на себя со стороны и разобраться в своих проблемах.
Новый фильм Pixar ни в коем случае не о смерти. Это настоящий гимн жизни во всех ее проявлениях. Он о том, как важно провести свой срок на земле, наслаждаясь каждой минутой, солнцем, вкусом пищи, звуками музыки. Не ждать того великого предназначения (которого может и не быть), а радоваться жизни, любить близких и ценить то, что у тебя есть. Простая идея, важность которой весь мир переоценил по-новому в 2020-м.
Екатерина Алексеева