Уже через четыре-пять лет Россия столкнется с заметным спадом рождаемости. На это в апреле вновь обратил внимание премьер-министр Владимир Путин. Детские сады, которые сегодня строятся сотнями, придется опять перепрофилировать. Но как? Не отдавать же их коммерсантам под склады, как в 90-х. По мнению избранного президента, их надо... присоединить к школам. Не успели эти слова слететь с высокой трибуны, как в Москве процесс уже пошел. Что даст объединение дошкольных учреждений со школами и какие подводные камни кроются в этом процессе?
Хотят как лучше
Двадцать растерянных взрослых толпились в кабинете директора одной из столичных школ. Членов родительских комитетов двух детских садов и самой школы собрали, чтобы сообщить: отныне они должны привыкнуть к мысли, что их дети из одного учебного заведения. Вал вопросов к директору школы, который должен возглавить это странное объединение: зачем, почему и как? Ответы пока невнятные, поскольку даже для самых продвинутых директоров и уж тем более заведующих садиками решение оказалось очень неожиданным. На вопрос родителей: «А кто это придумал?» — отвечали уклончиво, проговариваясь, впрочем, что в Управлении образования округа по этому поводу их ждет беседа и готовится некий документ. Все вместе пытались понять — кому это выгодно? Школе? Саду? Самим детям?
Идея такого объединения не нова. Интегрированные учебные центры есть во всем мире, и они имеют ряд преимуществ. Например, дети не испытывают стресса, уходя от опеки воспитателя под опеку учителя начальных классов: фактически они продолжают учебу в знакомом коллективе, да и педагогам легче работать с ребятами, прошедшими одинаковую дошкольную подготовку. Многие страны считают такой подход щадящим и правильным. Есть страны, где сад, куда малышей отдают в полгода, является ступенью школы. В Швейцарии детей в начальную школу принимают с 4 лет. Имеются такие образовательные комбинаты и в нашей стране.
«В Москве уже есть ряд школ, которые работают совместно с детскими садами. Это, например, центры образования, — рассказывает пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов. — У крупных учебных комплексов множество преимуществ. Например, маленькому детскому саду в рамках подушевого финансирования сложно принять на работу хорошего бухгалтера, медика или педагога по дополнительному образованию. Но все эти возможности появляются, когда сад становится частью крупного учебного учреждения».
Кроме того, чиновники уверены: с переходом на новую схему просто перестанет существовать насущная проблема зачисления детей в первый класс. Правда, для этого сначала собираются слить слабые школы с сильными, а потом эту махину — с детскими садами. «После объединения у сильных школ уже появился шанс для дальнейшего развития, — поясняет Александр Гаврилов. — Если раньше они могли открыть два-три первых класса, то теперь пять-шесть. Следовательно, если дети ходят в детские сады, которые присоединены к такой школе, их автоматически зачислят в первый класс». Родители вправе выбрать и любую другую школу. Если, конечно, там найдутся места.
В массовом порядке объединенные сады-школы могут появиться со следующего года. Например, при школе № 2044 с 1 сентября начинает работу подготовительная группа для дошкольников. «Это первый шаг на пути объединения с тремя соседними садами, — поясняет директор Елена Тарасова. — Скорее всего, уже в следующем учебном году мы станем одним юридическим лицом. Но это формальность. Мы тесно сотрудничаем с детсадами с 2009 года, то есть с момента нашего открытия. Малыши участвуют в различных мероприятиях, которые проводит школа, а программа дошкольного заведения и начальных классов построена по принципу преемственности».
Впрочем, таких школ в Москве немного. Тесное сотрудничество с детскими садами во многом связано с географическим расположением школы № 2044. Она одна на весь новый 9-й микрорайон поселка Северный, что в районе Дмитровского шоссе. Неудивительно, что практически все выпускники трех близлежащих садиков идут именно в эту школу. Случаев такой естественной интеграции в Москве не так уж и много.
Плюс на минус
Казалось бы, у идеи слияния детских садов и школ много плюсов. Но так ли замечательно все будет на практике? Не пытаются ли чиновники свалить на директоров школ проблемы, которые они не в состоянии решить сами? Ведь не могут же они разрулить проблему приема в первый класс или выделить садам достаточно денег на хорошего бухгалтера. А кроме того, каково будет самому ребенку учиться в огромном учебном заведении, где счет воспитанников идет не на сотни, а на тысячи?
«В начале 90-х у нас был опыт создания таких комплексов, — вспоминает чиновник департамента образования с многолетним стажем. — Эксперимент не удался, в частности, из-за того, что статус этих комплексов не был закреплен юридически. Доходило до того, что учителям отказывались засчитывать стаж работы в таких объединенных учреждениях. В ряде случаев объединение шло только на бумаге. Учреждения получали красивый статус, но в их работе ничего не менялось. Как не было взаимосвязи программ, так и не появилось. И потому прежде, чем начинать эксперимент, его надо продумать».
Далеко не во всех школах рады грядущим переменам. Многие директора не готовы взять на себя лишнюю нагрузку. Ведь новая структура окажется весьма громоздкой. Трудно ожидать, что все директора окажутся хорошими менеджерами и справятся не только с новыми административными функциями (в конце концов, двухлетние дети требуют совсем другого внимания, питания и т. д.), но и смогут разработать новую идеологию для объединенного учебного заведения. «Только в единой идеологии, в общем подходе к воспитанию и обучению я вижу будущее таких центров, — говорит директор школы № 1298 Ольга Ярославская. — В противном случае целостного учебного заведения не получится».
Конечно, разработать идеологию таких объединений следовало бы до того, как сады и школы начнут сливаться в единое юрлицо. Родители и учителя должны понимать, как изменится их жизнь и жизнь их детей, а главное — ради какой конечной цели. И не факт, что такая цель найдется у каждой школы. Многие опасаются, что непродуманная интеграция приведет к банальному диктату школы над детским садом. Фактически он сведется к тому, что школа будет стремиться включить в детсадовскую программу как можно больше материала для подготовки к первому классу. «Объединение не должно повлиять на учебный процесс, — отмечает директор школы № 1151 Игорь Агапов. — Есть риск, что в старших группах детского сада ребят будут в прямом смысле слова готовить к школе, то есть учить учиться. А этого делать нельзя». По словам Агапова, в детском саду ребята должны играть в развивающие игры, а не изучать школьные предметы. Эту мысль продолжает и психолог Марк Сандомирский: «У ребенка логическое мышление начинает формироваться к 6—7 годам. Только с этого возраста он может усваивать информацию на школьном уроке. Строить по тому же принципу занятия в детском саду нельзя».
Руководители детских садов тоже, мягко говоря, озадачены предстоящими изменениями. «Не думаю, что есть смысл нас объединять юридически, — считает заведующая детским садом № 2534 Татьяна Костерева. — Мы ведь учим детей по единым программам дошкольного образования, и они готовы к учебе в любой школе на выбор родителей. К тому же сейчас у нас идет другой процесс — объединения садов. Уже год мы работаем совместно с еще одним садом и обсуждаем вопрос присоединения третьего. Лучше укрупнять дошкольные учреждения одного порядка, чем объединять две разные ступени образования».
Игорь Агапов считает, и с ним согласны многие специалисты в области образования, что не стоит стремиться к унификации, а нужно оставить разные модели образования. Даже учитывая грядущий демографический спад. Ведь в каждом городе, и даже в каждом районе, своя демографическая ситуация. Если через пять лет одни детские сады опустеют, то в другие лишь станет поменьше очередь. А еще — чтобы эксперимент удался, к нему надо хорошо подготовиться. Чтобы не превратить в профанацию неплохую в общем-то идею.
Нина Важдаева