Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«1001 вопрос про ЭТО». Вопросы №№2-3

Что такое либидо? Что означает выражение «сексуальная революция»?

"1001 вопрос про ЭТО" – легендарная книга психолога, журналиста и педагога Владимира Шахиджаняна.

Каждый день – ответы на вопросы про ЭТО, которые помогут научиться любить и заниматься любовью.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Офицер:

«Товарищи солдаты, какие мысли у вас возникают при виде кирпича, который я держу в руках?»

Первый солдат: «Я вспоминаю дом».

Второй солдат: «А я думаю о строительном вузе».

Третий солдат: «А я — о половом акте…»

Все в недоумении.

Офицер: «Но почему?!»

Третий солдат: «А я всегда о нем думаю!»

(Из солдатского фольклора)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое либидо — слово,
которое я часто слышу?

Из восьми тысяч людей, отвечавших на этот вопрос, лишь десять процентов встречали ранее слово «либидо» и связывали его с сексом. Но только половина из них представляли, правда довольно туманно, что скрывается за термином.

Либидо (ударение на предпоследнем слоге) — этим термином обозначают половое влечение, а в переводе с латинского оно означает — желание, влечение, страсть.

Термин в конце XIX века ввел в обиход известный немецкий ученый Альберт Молль.

 

«С выражением „половое влечение“ дело обстоит так же, как и со многими другими психологическими понятиями: каждый им пользуется, каждый уверен, что употребляет его правильно, и тем не менее различные исследователи толкуют его по-своему… Один понимает под этим исключительно субъективные ощущения в половых органах, другой — главным образом отношение к противоположному полу, третий — воспроизведение потомства», — писал ученый.

 

С тех пор вокруг термина начались ожесточенные споры, не прекращающиеся и по сей день. Либидо играет огромную роль в жизни каждого из нас и, по мнению некоторых исследователей, неподвластно нашему сознанию. Мы, люди, подвластны сексу, но не секс подвластен нам. Хотя, конечно, человек способен и обуздывать свое сексуальное влечение, и направлять его.

Так, тот же Молль писал:

 
 
 
 

Женщина, прибегающая к коитусу для того, чтобы иметь детей, может предварительно обсудить все, что говорит за и против этого, и если она принимает решение продлить род, то это — деяние произвольное, но отнюдь не вызванное влечением. И само собой разумеется, что, когда женщина прибегает к совокуплению вследствие других причин, например, чтобы испытать удовольствие, отвлечься от забот или чтобы заработать деньги как проститутка, тогда еще меньше оснований говорить о влечении… И если мужчина, который испытывает склонность только к мужчинам, чтобы выказать себя покорителем женщин, совокупится с особой женского пола, вызвав у себя эрекцию воображением мужчины, то такой коитус никак нельзя причислить к инстинктивным.

 
 
 
 

Итак, либидо — это половое влечение, желание. Но оно инстинктивно, передается нам по наследству? Оно сознательное или подсознательное? В какой мере оно, либидо, оказывает влияние на жизнь каждого, на характер, на поведение, на наши взаимоотношения? Можно ли говорить о либидо у детей, скажем, двух-трехмесячного возраста? Если оно передается по наследству, то должно появляться с самого рождения, другое дело — как оно заявляет о себе. Может быть, до поры до времени дремлет, а может быть, дает себя знать с первых дней жизни ребенка? Как меняется либидо с возрастом, когда нарастает, когда угасает, насколько это чувство связано с организмом, с нашими заболеваниями?

Человек и, к примеру, древесный сверчок — можно ли проводить какие-либо параллели между ними? Можно, считает (и он прав) американский ученый Дэвид X. Фанк. Он пишет:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как происходит спаривание у древесных сверчков. «Поют» только самцы (как у всех других сверчков и большинства кузнечиков), этими трелями, которые специфичны для каждого вида, они дают знать о своем присутствии сексуально восприимчивым самкам. Восприимчивая самка приближается к самцу сзади, поскольку единственно в этом направлении распространяется основная часть производимого крыльями звука. Как только самец почувствует присутствие приближающейся самки, он прекращает пение и поворачивается на 180 градусов, чтобы потрогать ее своими антеннами.

Принято считать, что таким образом самец проверяет, принадлежит ли самка к тому же виду, что и он, то есть является ли она подходящим партнером для спаривания. Следующая стадия ухаживания включает сложный ритуал, в ходе которого самец вновь поет, а также совершает иные демонстрации, например раскачивается из стороны в сторону…

Если самка восприимчива к этой «увертюре», она забирается к самцу на спину.

У древесных сверчков сперма помещается внутри богатой питательными веществами полой сферы, называемой сперматофором. При спаривании сперматофор переходит из половых путей самца в совокупительную сумку, или влагалище, самки.

Это перемещение занимает всего несколько секунд, но и после этого самка остается верхом на самце еще в течение 5—20 минут…

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перенесите все, что вы сейчас прочли, на человека. Нет ли тут ухаживания, нет ли тут активного секса, в том числе и по продолжительности? Значит, и у насекомых, и у животных есть либидо? Конечно!

Либидо — такое же чувство, как чувство голода, радости, как ощущение прекрасного, которые в каждом из нас есть.

От того, насколько сильно или слабо наше либидо, зависит сексуальная жизнь человека. Бывают ли люди, у которых вообще отсутствует либидо? Бывают, но это уже болезнь.

 

Что означает выражение
«сексуальная революция»?

Бои на западных фронтах сексуальной революции уже давно отгремели.

Но, как мне представляется, никакой сексуальной революции ни на Западе, ни у нас нет, не было и не будет. Секс — явление внепартийное, вненациональное и вневременное. Он существовал и в Древней Греции, и в доисторической Индии.

Да, изменения в человеке происходят. Но в той сфере, о которой мы ведем речь, почти нет. Рассуждения о сексуальной революции немного напоминают мне лозунги о коммунизме. И в том, и в другом случае речь идет о вещах, которых, увы, никто не видел.

Другое дело — воспитание, свойственное той или иной эпохе. Или просто общественное мнение. В некоторых африканских племенах, например, принародное совокупление не считается постыдным, зато совместное принятие пищи исключено по моральным соображениям.

Да, несдержанных проявлений, если сравнивать с 30-ми годами XX века, в сексуальной сфере становится больше.

Почему? Изменяются условия жизни. Известно, что девственниц среди нынешних десятиклассниц гораздо меньше, чем в 50-е годы. Причины чисто житейские — улучшились жилищные условия. Когда люди обитали в коммуналках по три и более семей вместе, это позволяло им все время невольно, а иногда и сознательно контролировать действия соседей. Отдельные же квартиры предоставляют молодежи в городе больше возможностей для ранней половой жизни. Или другая причина — распространение видео. Конечно, порнографические фильмы подстегивают воображение юных зрителей…

Вполне возможно, что для нашего государства понятие сексуальная революция относительно верное, если сравнивать 90-е годы с 60-ми, 70-ми, 80-ми. Но если сопоставить с 20-ми годами, можно заметить, что в то время о сексологии говорили значительно больше.

Владимир Шахиджанян

1207


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95