Родное государство душит российские образование с наукой чудовищным недофинансированием, но даже теми крохами, что им достаются, распорядиться с толком нельзя: мешают немыслимые законы. Итогом, как явствует из оглашенного в Госдуме отчета Счетной палаты, стали провал России в международных исследованиях качества образования и нарастающая неуспешность российских детей.
Доля ВВП, выделяемая на образование в России, составляет 3,6%, тогда как в развитых странах она вдвое больше. На науку и вовсе идет смешной 1% ВВП, что при практическом отсутствии частных вложений уже обернулось прочной стагнацией. И это лишь часть проблем, приготовленных государством для российских школ, вузов и научных институтов.
Как явствует из отчета Счетной палаты за 2019 год: «Самое низкое качественное исполнение показал проект «Современная школа» — 83,5%». На практике это означает, что каждый пятый рубль, выделенный государством на строительство дополнительных мест в школах, остался неизрасходованным, тогда как дети продолжают учиться во вторую и третью смены в переполненных классах.
В известной мере это происходит из-за того, что доведенные до ручки регионы не в состоянии обеспечить строительство своими силами. Даже при наличии денег. Однако главным образом стройке мешает даже не это, а ФЗ №44 — закон, создавший невозможные условия для того, чтобы нанять строителей.
То же самое, кстати, касается и закупок на научные цели. Так, чтобы купить элементарную пипетку, лаборатории вынуждены изводить кучи бумаги и времени. А все это, вместе взятое, является одной из причин, по которым в науку не идут молодые ребята: они не желают тратить жизнь на всю эту мышиную возню.
Эффект от всей этой «государственной заботы» о науке и образовании оказался просто поразительным. По числу научных патентов в прошлом году Россия отстала даже от какой-нибудь Ирландии в разы; образование же показало резкое падение качества по результатам международных исследований.
Конечно, можно сказать, что все эти зарубежные исследования нам не указ, равно как и международные рейтинги вузов, по которым даже лучшие отечественные университеты не попадают на ведущие позиции. Однако вот пугающий факт: по оценке Счетной палаты, неуспешными оказываются около 15% вчерашних школьников. Они не находят своего места во взрослой жизни и напрочь выпадают из экономики страны, а значит, не создают никаких продуктов и не платят налогов.
До сих пор, как констатировала директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина, данной проблемой практически никто не занимался. Но с 2020 года, пообещала она, Счетная палата возьмет ее под свой контроль.
Марина Лемуткина