Ничего нет ужаснее бессилия. Когда сидишь в аэропорту и ждешь свой самолет, и там, на другом краю земли, у тебя стыковка с другим рейсом, но все не складывается, первый рейс переносится и откладывается, как нитки обрываются встречи, договоренности, звонки... И нужно будет заново передоговариваться, но на когда и как?
А ты все сидишь и ждешь своего рейса, не в состоянии что-то изменить.
Перед Новым годом, как обычно, в аэропортах страны наблюдается та же картина. Нервные пассажиры, чемоданы, задержки... И пусть не на деловые форумы опаздывают, на курорты — но тоже ничего хорошего, обидно и зло.
А что поделать — форс-мажор, метель, пурга, цунами, и все это прописано в билете заранее, самым мелким шрифтом, который никто не читает, неподходящие метеорологические условия, никто и ни в чем не виноват, но почему-то не во всех аэропортах страны и не со всеми перевозчиками творится такое. Значит, причина не только в погоде?
Месяц назад со ссылкой на вроде бы плохие погодные условия в один день авиакомпания «Аэрофлот» аннулировала восемьдесят с лишним рейсов. Можно сказать, что это был рекорд — жаль, не подали заявку Гиннессу. Некоторые самолеты были надолго задержаны, другие объединены с рейсами того же «Аэрофлота» или его коллег. По умолчанию авиакомпания пересадила пассажиров уже отмененных рейсов на ближайший следующий вылет, который у некоторых был только на следующий день, естественно, так и не улетевших покормили и обогрели, как это положено по закону — если рейс задерживается свыше четырех часов, то пассажиров обеспечивают питанием, свыше восьми — проживанием в отеле. Самые недовольные имели право полностью вернуть деньги за билет. Но ведь люди покупают авиабилеты не для того, чтобы вернуть потом за них деньги... Они хотят улететь.
Как отмечали СМИ, были случаи отмены рейсов по определенному направлению в сутки: «Из Москвы в Ставрополь и 10-го, и 11 ноября оставлен только один рейс из трех ранее запланированных. В результате на 10 ноября купить билет в Ставрополь в экономклассе было уже нельзя». При этом погода не ниже минус шести, мелкая морось, то есть все не так катастрофично, самолеты в XXI веке взлетают и не при таких условиях, техника и оборудование позволяют.
Представители авиакомпании объясняют отмену рейсов сложными погодными условиями, снижением пропускной способности полос из-за необходимости очистки от снега. «Также на оборачиваемость воздушных судов влияет необходимость обработки противообледенительной жидкостью», — объяснила пресс-служба «Аэрофлота». Однако СМИ со ссылкой на менеджеров московских аэропортов озвучили альтернативную версию массовых отмен, которую категорически опровергают представители авиакомпании, — пассажиров в аэропорту держит оптимизация расходов авиакомпании. «Аэрофлот» под предлогом погоды отменяет рейсы, на которые продано мало билетов, с целью сокращения издержек».
Если доверять этой версии, получается, пассажиры расплачиваются за чужую выгоду. К примеру, «Аэрофлот» — компания с государственным капиталом, им положены преференции, льготы и субсидии, не за просто так, взамен они должны совершать перевозки в самые отдаленные медвежьи уголки. Это дело государственной важности — собственно говоря, только самолеты и объединяют до сих пор нашу страну. И если цены на авиабилеты разом взлетят до коммерчески приятного для перевозчиков уровня, то прощай, Россия, можем развалиться и безо всяких внешних врагов.
Несколько дней назад я писала о ситуации на Курильских островах, когда жителей этого и так непростого региона поставили перед фактом — с 1 января билеты дорожают в три раза, вместо 5 тысяч рублей станут от 16 тысяч и выше, выбраться на большую землю иначе невозможно, а летает на Курилы только «дочка» «Аэрофлота», монополист, и больше туда никого не пускают. Поэтому волей или неволей людям, а точнее государству, все-таки придется раскошеливаться и доплачивать.
Возможно, если развить здоровую конкуренцию и запустить в регион других перевозчиков — ситуация разрешится. Однако, как мы видим, этого не происходит. Хотелось бы понять, а как относятся к этому вышестоящие государственные организации, которые согласовывают и выдают эти субсидии, а также те, кто проверяет выполнение авиакомпанией взятых на себя обязательств, они-то вообще в курсе, что происходит, и если да, то почему обходят этот факт стороной?
«На самом деле нас действительно обязали летать во многие маленькие города, понахватали маленьких провинциальных аэропортов, что коммерчески не очень выгодно. Да, за это компания имеет миллиардные бонусы от государства, но кто же откажется и от лишних денег? — на правах анонимности поведал о «секретах профессии» один из сотрудников «Аэрофлота». — Поэтому вполне могла быть придумана схема с плохими погодными условиями. Получается, если часть вылетов вообще отменяется, часть объединяется с другими рейсами, и вместо трех самолетов в какую-нибудь тмутаракань летит набитый битком один… Это сразу становится прибыльным. При этом и государственные дотации сохраняются».
Как утверждают пилоты того же «Аэрофлота», сейчас на горючке никто не экономит — себе дороже. Окончательное решение тоже принимает пилот: взлетать или нет, это зона его ответственности. «Но при этом если все-таки взлетел, то вернуться обратно, случись что — к примеру, действительно ухудшились погодные условия в аэропорте прилета, — будет уже напряжно. Потому что если твои пассажиры до этого ждали вылета часов восемь, их накормили, уложили спать в гостинице, а сейчас, если возвращаться, их опять положено кормить и спать, а в аэроотеле уже другие пассажиры на их местах, с очередных задержанных рейсов. Поэтому если есть возможность не лететь или подождать пару часов, до окончательного прояснения ситуации, то летчики только «за», мороки меньше...»
Иногда «экономия» доходит до анекдотов. И не только касательно самих полетов. Так, пилоты смеются, что с недавних пор их обязали возвращать старую форму взамен новой. Объясняют, что, дескать, кто-то из летчиков то ли сдавал, то ли продавал кители на сторону, и посторонние граждане потом в них селфились. Конечно, заработать по-быстрому всем...
Есть и другие способы удержать копейку. Многие вечерние рейсы в «Аэрофлоте» перенесли на глубокую ночь. Так, видимо, здесь экономят на ночном отстое самолета в пункте прибытия, прилетел — и, лишь рассветет, уже сразу обратно, чтобы не допускать многочасовых стоянок, за которые тоже нужно доплачивать. Самолеты выгодны тогда, когда они все время находятся в воздухе, и поэтому сократить их пребывание на земле, как считают авиаперевозчики, следует до минимума.
«Большой шанс на задержку вечерних вылетов из Москвы в случае, если расписание предполагает длительную ночную стоянку самолета в аэропорту прилета. Что касается отмен, то чаще всего они касаются рейсов, улетающих утром и днем, так как их загрузка, как правило, бывает меньше, чем у вечерних, и поэтому выгоднее объединить сразу несколько», — объясняют эксперты.
Конечно, больше всего таких задержек приходится на позднюю осень и зиму — сложные погодные условия. Летом количество отмен рейсов уменьшается, но все равно остается значительным.
Если «всему виной недостаточная загрузка самолетов», почему же тогда не оптимизировать расписание вовсе? Пересмотреть рейсы и убрать те из них, которые явно не приносят прибыли? Возможно, все упирается в деньги? У нас не Запад, где можно на миллионы засудить авиакомпанию, наши граждане пожмутся, поругаются, да и ничего, как обычно, не предпримут...
Так что улетающим на эти новогодние праздники пассажирам стоит посоветовать тщательнее проверять сайт авиаперевозчика на предмет возможных отмен или задержек перед вылетом.
Екатерина Сажнева