Про Егора Летова уже выпущено несколько книг - в основном это разборы его творчества с теоретической, политической, патриотической, хтонической и прочих «-ских» точек зрения. Читать такое непросто, ведь авторы трактуют Летова так вольно и прихотливо, что строки музыканта тонут в многословии и наукообразности. Правда, если одновременно включить какой-нибудь альбом «Гражданской обороны», все измышления толкователей обычно с треском лопаются. Зато до сих пор не написана, к счастью, книга про Летова-человека, что-то в стиле серии «Жизнь замечательных людей»: вот Игорёк в детском саду, вот воспоминания одноклассников, а вот звёзды эстрады вспоминают, каким он парнем был и что потеряла наша культура с безвременным уходом Игоря Фёдоровича.
Время для сладких биографий Летова ещё не пришло, а вот честное жизнеописание я бы почитал с интересом. Но Алексей Коблов такой задачи перед собой не ставил. Известный журналист, друг Егора Летова и поклонник его таланта в книге «Моя оборона» сосредоточился на творческой биографии музыканта, попытавшись распутать дикий клубок из подпольных альбомов «Гражданской обороны», «Коммунизма», «Егора и...» и т.д., разрушительных концертов и омского затворничества. Книга начинается с того, как Егор Летов и Константин Рябинов, придумав себе псевдонимы Дохлый Егор и Кузя УО (Умственно Отсталый), приступают к записи песен, совершенно не рассчитывая на какое-то публичное распространение. Это стало принципом Егора «на всю оставшуюся жизнь»: он всегда сочинял и записывался без оглядки на какое-то дальнейшее продвижение и возможную реакцию публики. Если для решения поставленной творческой задачи нужно было лить в горло кипяток, он лил кипяток. Кипятком дело не ограничивалось, в ход шли водка и «кислота». Подобная неистовость отличала Летова не только в музыке, но и, например, в политике. До сих пор жутковато читать его заявления 90-х годов, когда он печатался в газете «Завтра», славил Лукашенко и звал к вооружённому сопротивлению. В 2000-е годы он столь же резко послал всех политиков на [...].Летов доверял Коблову как журналисту, поэтому в книгу попали выдержки из его очень откровенных интервью; от друзей и соратников Егор своих взглядов не скрывал, поэтому искренняя ненависть музыканта к представителям «русского рока» и его «деловое» отношение к употреблению наркотиков может и сегодня шокировать читателя. Автор часто предоставляет слово самому герою и не пытается его комментировать и корректировать.
При этом в скромной по объёму книге можно найти больше бытовых подробностей о жизни Егора, чем во всех написанных про него статьях. Издание поражает количеством иллюстраций - столько фотографий Летова нет ни в одном фотобанке, а есть ещё исписанные аккуратным почерком черновики, обложки, документы и т.д. Личная жизнь Егора неотделима от творческой, все его девушки и жёны были помощницами и музыкальными соратницами, а омская квартира - одновременно студией, где (часто в одиночку, если не считать котов) он записывал все свои альбомы. Пока непосвящённые слушатели судачили о феномене «сибирского панк-рока», его главный (да по сути единственный) представитель, невысокий худой человек в очках, ежедневно гулял в лесу, смотрел футбол, очень много читал, в глубине души был уверен, что переживёт всех друзей, и крайне удивил всех, скончавшись в 43 года.
Алексей Мажаев