Действие фильма разворачивается в недалеком будущем. США выглядят так, словно только что прошли события «Джокера» – повсюду следы разрушения, преступники, наркоманы, проститутки и другие антисоциальные элементы свободно разгуливают по улицам, а столкновения с полицией стали нормой. Правительство готовится к внедрению системы контроля разума, которая будет способна посылать специальный сигнал, чтобы подавлять в людях криминальные позывы, но есть и те, кто не согласен жить в условиях такой цензуры мыслей. В окружающем хаосе Грэм Брик с непроверенной командой решает провернуть главное (и последнее) ограбление в своей жизни.
«Последние дни американской преступности» – фильм, основанный на одноименной серии комиксов, которая выходила в 2009–2010 годах. Комиксы представляли собой смесь научной фантастики и кровавого триллера и имели достаточно специфический рисунок, чтобы заинтересовать публику, ждущую чего-нибудь особенного. Вся законченная история была издана за три выпуска, каждый из которых насчитывал в среднем по шестьдесят страниц.
Над сценарием фильма трудился Карл Гайдусек – один из авторов «Обливиона» с Томом Крузом. Он явно не очень хорошо понимал, что делать с довольно большим первоисточником, поэтому на всякий случай решил взять из комиксов сразу побольше всего. Внимательный зритель увидит сцены, целиком заимствованные из графического романа, а невнимательный – при первом взгляде на персонажей моментально обратит внимание на их внешний вид, характерный для комиксов. Во времена, когда в комиксах наконец увидели и серьезное искусство, и источники для культурно значимых фильмов, «Последние дни американской преступности» выглядят так примитивно и топорно, как выглядели «Сорвиголова», «Каратель» или «Фантастическая четверка» начала 2000-х годов.
Сначала Гайдусек умудряется завалить экспозицию целиком. В фильм из комикса переходят все ключевые персонажи, у каждого из них есть предыстория и какая-то причина, чтобы пойти на преступление. Многочисленные сюжетные линии стремительно валятся на зрителя одна за другой, при этом никто и не думает о том, чтобы подробно раскрыть их и внятно объяснить мотивы героев или показать их отношения. Совершенно сумбурные события на экране быстро превращаются в какое-то чудовищное месиво, разбираться в котором становится утомительно уже через первые полчаса – а вступление к тому времени все еще не заканчивается. Рояли грохочут из кустов, герои то влюбляются и занимаются сексом, то предают друг друга без какой-то внятной причины, а второстепенные сюжетные линии порой обрываются так, словно сценарист просто потерял десяток уже написанных страниц перед сдачей своей работы продюсерам. К сеттингу после просмотра фильма тоже остается множество вопросов, на которые никто и не думает давать ответы.
Согласно придуманному плану, герои должны захватить одну из вышек, распространяющих подавляющий сигнал, чтобы в одном отдельно взятом районе у них была фора в полчаса (потому что полиция сложит оружие и перестанет патрулировать город моментально после включения системы контроля разума). После этого они должны успеть совершить ограбление, доехать до границы с Канадой и пересечь ее, пока работоспособность подавителя не будет восстановлена. Для совершения ограбления им нужна особая взрывчатка – ее можно украсть на базе военных или у местного мафиози. Они едут грабить мафиози, и этому глубоко второстепенному событию в их плане уделен весь основной акт. Соответственно, когда дело доходит до главного преступления, которое зрители ждали больше всего (и, скорее всего, большинство так и не дождалось, заснув задолго до титров), на него уже не остается времени. Катарсиса под конец не случается, усидчивость самых отчаянных зрителей (и критиков) в течение двух с половиной часов ничем кинематографическим не будет вознаграждена.
Тут стоит вспомнить, что режиссером «Последних дней американской преступности» выступает Оливье Мегатон – постановщик таких лент как «Заложница 2» и «Заложница 3», «Перевозчик 3» и ряда других вторичных и посредственных боевиков. Откровенно плохой сценарий еще можно было бы простить, если бы в фильме был, например, красиво поставленный экшен или какие-то другие интересные режиссерские находки. Но Мегатон ничего из этого делать не умеет – он типичный представитель когорты режиссеров-ремесленников, чей удел – ставить вторичные сиквелы и ремейки. Более того, для кровавого криминального триллера он выбирает совсем уж неуместный размеренный темп повествования, словно пытается поставить шекспировскую трагедию в пастельных тонах.
Единственное, что режиссер смог сделать хорошо – это несколько красивых эротических сцен и действительно стильных музыкальных эпизодов. С точки зрения фильма целиком, его сюжета и развития персонажей, эти сцены – не пришей кобыле хвост. Они выглядят так неуместно, будто для фильма сначала была куплена музыка, затем, чтобы не терять даром труды талантливых музыкантов, было решено снимать небольшие клипы на их песни. Ну и под конец эти клипы оставили в фильме как есть, не сокращая ради цельности самой истории.
Зарубежные критики уже вовсю соревнуются в остроумии, описывая «Последние дни американской преступности». Это один из немногих фильмов, у которого на портале Rotten Tomatoes до сих пор 0% положительных рецензий – и вряд ли будет больше. Пожалуй, обиднее всего становится из-за заявленного в актерском составе Шарлто Копли – у единственного действительно талантливого актера здесь от силы десять минут экранного времени, а на историю его появление не влияет никак, его можно было и вовсе вырезать без каких-то смысловых потерь. «Последние дни американской преступности» – это чудовищный сценарий, помпезная актерская игра, серые персонажи, унылая режиссура и циничная мораль с противопоставлением произвола преступников произволу государства. Это проект, за который Netflix должно быть по-настоящему стыдно.
Павел Соломатин