Профессиональный стандарт педагога – проект, начатый два года назад, буквально на днях прошел регистрацию в Минюсте и с первого января 2015 года вступит в силу как нормативный документ. В МГППУ состоялся всероссийский семинар-совещание, на котором всесторонне обсуждался вопрос апробации профстандарта. Время переходить от стадии уточнения к стадии практического применения…
Особенный документ
Совещание открыл министр Дмитрий Ливанов, он поблагодарил разработчиков документа:
– Вы сделали очень важную и значимую работу. В начале пути мы и не представляли, как он будет сложен и тернист, но, несмотря ни на какие трудности, сегодня мы можем утверждать, что профстандарт состоялся, он готов и отвечает высоким требованиям современного российского общества.
По словам министра, профессиональный стандарт педагога – документ нестандартный, потому что сама профессия так не похожа на другие. Министерству труда удалось это учесть и не равнять его с другими, похожими по назначению документами.
– Приказ Минтруда № 544 об утверждении профессионального стандарта педагога вышел 18 октября 2013 года, – уточнила заместитель министра труда и социальной защиты Любовь Ельцова. – Чтобы стандарт работал, мы должны были решить целый ряд задач: наладить профессиональную общественную аккредитацию образовательных программ и организаций, создать условия для независимой сертификации квалификаций – правда, сертифицируемые центры еще не созданы, но очень скоро они появятся.
За 2014 год стандарт должен быть «обкатан», ведь спустя год при помощи этого документа будет происходить практически все: вхождение в профессию выпускников педвузов, оценка профессионального уровня уже имеющихся педагогов, формирование должностных обязанностей каждого работника сферы образования, повышение квалификации.
Об уникальности работы над профстандартом учителя говорил Евгений Ямбург:
– Я впервые в жизни видел, чтобы министр работал с нами не как надзиратель, а на равных… Примерно половина всех собравшихся в зале – участники этого проекта. Удалось собрать и ученых, и практиков, и управленцев, что позволило подойти к проблеме стереоскопически – совместить взгляд директора и учителя.
Ямбург признался, что он по-прежнему не считает стандарт документом, для него это попытка выйти из формулы «нищий учитель позорной страны». Министр был с ним солидарен:
– Мы должны превратить профстандарт в мощный ресурс карьерного роста, а это возможно только при условии, что сам учитель будет готов с ним сверяться.
Как прикажете понимать?
Министр подчеркивал: стандарт – это не шаг к увеличению внешнего контроля, наоборот, цель – раскрепостить, разгрузить, освободить учителя от не свойственных ему видов деятельности.
Но почему надо еще и еще раз подчеркивать, что новый документ не удавка? Вот и ректор МГППУ Виталий Рубцов отметил, что в основе нового подхода к профессии педагога лежат современные представления о деятельности человека, практикоориентированность. И член-корреспондент РАО Юрий Зинченко напомнил:
– Стандарт вобрал в себя новые, междисциплинарные научные представления о детстве и ребенке, так что мы можем говорить о развитии педагогики через психологическую методологию. Стандартом закладывается в образовательную систему идея саморазвития педагога, его общая и психологическая грамотность.
Все очень правильно, настолько хорошо, что «мы рассматриваем профстандарт как инструментарий для повышения качества государственного образования», говорила заместитель председателя профсоюза работников образования Татьяна Куприянова.
И далее: чтобы развеять споры и мифы о законотворчестве в области образования, нужно конкретизировать все аспекты, нюансы, определить меры социальной поддержки. НСОТ дает определение эффективного контракта, а никакой контракт не заключается без уточнения должностных обязанностей работника. Правда, профстандарт не описывает функционал для каждого учителя, это скорее описание деятельности, некий конструкт, при помощи которого директор школы будет принимать решения – так что стандарт не снимает остроты вопроса управления персоналом.
– Недавно утвержденная номенклатура должностей содержит шестьдесят позиций, и это далеко не полный перечень, – заявляет Куприянова. – Задачи по доработке профстандарта заставляют задуматься о том, как перейти на новую систему, не нарушая социальных гарантий работника.
То есть новый документ все же станет измерительным приборчиком, хотя сам «еще требует доработки». Вывод: система опять наступает на те же грабли – все зависит от того, в чьих руках новый инструмент окажется.
Между тем учителя надо знать в лицо…
Павел Сергоманов, заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки, выступил на совещании с докладом об исследовании динамики профессионального развития педагога.
– Условно профессиональную траекторию учителя можно разделить на три фазы: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
На каждом этапе становления учитель по-разному самоопределяется. Так, после пяти–семи лет стажа он обычно разрешает для себя дилемму «содержание образования или его основной смысл»; через двенадцать лет стажа – выбор между персональным и коллективным. Но самая сложная – «продуктивность или застой» – встает после двенадцатилетней отметки и остается с учителем на всю оставшуюся жизнь.
Отсюда проблема отсутствия у учителя каких-либо амбиций: после десяти лет стажа учитель либо не видит для себя никакого карьерного плана, либо отказывается от самой идеи его иметь. Опрос показал, что учитель уходит с места работы по двум причинам: либо его назначают на другую должность, либо он сам ощущает, что достиг предела и оказался в тупике. То есть карьерный путь учителя описывается в категориях силы торможения: с каждым годом все медленнее, все меньше и меньше грядет изменений в его профессиональной жизни. Чем дальше в стаж, тем труднее недавние события включаются в систему мировоззрения, а значит – не всякого учителя можно по выслуге назвать носителем экспертной позиции.
Главное, конечно, не возраст, а то, как учитель работает: по образцу, по алгоритму или моделирует. Только последняя стратегия осуществляет развитие ребенка посредством предмета.
…как и его оценщиков на местах
– Я просил пять лет на внедрение профстандарта, – признался Ямбург, – а дали нам только год. Умоляю, будьте бдительны, надо включаться медленно и разумно.
Между тем на семинар приехали представители регионов, которые уже включились в апробацию стандарта! Активно – Волгоградская область, об успехах доложил министр образования и молодежной политики Волгоградской области Александр Михайлович Коротков. У них идут обсуждения, создаются стажировочные площадки для педагогов – под это отданы десятки школ, налаживается сотрудничество с московскими педагогическими вузами.
Однако жизнерадостный доклад публика встретила молчанием. Модераторы призывали собравшихся включаться в дискуссию, задавать вопросы – «а то наша встреча становится похожа на XXV съезд КПСС».
После чего все же робко спросили: а что вы, собственно, внедряете? Что является предметом внедрения? Чем отличается учебный процесс на экспериментальной площадке от всех прочих уроков? Как вы контролируете себя, по каким критериям оцениваете, насколько точно реализуете профстандарт? Ответ последовал не от докладчика, хотя и ожидаемый: мы пока что не в 2015 году…
Между тем Петр Митяшов, начальник комитета по образованию Новониколаевского района Волгоградской области, рассказал о реализации профстандарта педагога на муниципальном уровне: к вопросу повышения квалификации учителя здесь подошли творчески. Организовали школу молодого учителя, школу авторского образования, курсы актерского мастерства для педагогов, наладили институт коучинга. Многие эксперты свидетельствуют, что учителя Новониколаевского района сильно отличаются от остальных – «могут грамотно поговорить с родителями или написать отличную статью».
В общем, не зря волнуется Евгений Ямбург: главная опасность при внедрении профстандарта – в неправильном восприятии администрацией новых указов и постановлений:
– Мы даем ориентиры, а управленцы сразу ставят сверхзадачи: пятилетку за один год, догнать и перегнать. Не хочется, чтобы учителя нас возненавидели за этот стандарт. Уже сейчас идеи инклюзивного образования воплощаются не вполне разумно.
Не менее опасная часть – аттестация учителя. Зачем портфолио размером с докторскую диссертацию, когда оценка должна быть тоньше? Поймут ли, что новый профстандарт буквально завинчен на повышение квалификации педагогов и все должна решать профподготовка.
Если бы бабушка была дедушкой
На «круглом столе», посвященном новым компетенциям педагога и проблемам содержания образования, были обнажены многие неочевидные проблемы нового профстандарта. Их озвучила Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Института МВШСЭН:
– По итогам обсуждения нам нужно сформулировать рекомендации, но я затрудняюсь что-либо рекомендовать. Во-первых, жанр стандарта не определен. Есть три вида стандарта: проходной минимум, жизненный ориентир или недостижимый идеал. Вначале стандарт писали как идеал, потом перебрались чуть ли не в область обязательного минимума для вхождения в профессию. Еще год назад в МВШСЭН обговаривали, что для коллектива школы это подъемные требования, а для одного человека – нет. Но самый скользкий момент – попытка сделать профстандарт гибким для регионов. У нас такая вольность может свестись к большой проблеме. Мы не в США, где все законы создаются на уровне штата. И еще: маловато внимания уделено в стандарте вопросам формирующего оценивания, нюансам работы и сотрудничества с родителями, стилю взаимодействия внутри школы, с коллегами, корпоративной культуре и этике.
В дни совещания много нелестных слов о документе было сказано и в кулуарах. Сырой… недоработанный… мало изучали иностранный опыт… как увязать стандарт с болонской системой да как теперь готовить бакалавров… а магистров?
В конце концов все успокаивались на мысли: «Ладно, пусть будет, все равно не заработает».
Надо сказать, уходящий 2013 год был на редкость урожайным на проекты в параллельной реальности. Никогда еще не делалось так много для создания виртуальной педагогической страны, где всего у школ вдоволь, всё работает, нормы исполняются, чиновники умны, дети талантливы, учителя сплошь результативные… но близко не подходить, руками не трогать!
Александра Чканикова