Цены на авиаперелеты в 2019 году вырастут на 10%. Об этом предупредила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
В первую очередь, билеты на самолет дорожают из-за роста стоимости керосина, утверждают специалисты. Напомним, что в 2018 году цены на перелеты взлетели на 9,5%, что возмутило президента страны. В этой связи с 1 августа заработал демпферный механизм в отношении авиакеросина, который, по мнению правительства, должен способствовать снижению стоимости топлива, а вместе с ним и цен на билеты. Новая модель взаимодействия компаний с властью фактически отрезала авиахолдинги от бюджетной кормушки. Защищая интересы перевозчиков, АЭВТ выставила своего рода ультиматум: не покроете издержки, повысим цены. Впрочем, потребителей мало волнуют такие игры. Россиян интересует, насколько в конечном счете подорожают авиабилеты. При нынешних раскладах рост может составить 12% и более.
Только за I квартал этого года убытки авиакомпаний составили 45 млрд рублей, что на треть больше, чем за тот же период 2018-го, сообщили в АЭВТ. В ассоциации отметили, что топливо — одна из самых затратных статей расходов перевозчиков и составляет порядка трети конечной стоимости перелета. Между тем керосин с начала 2019-го вырос в цене на 1,5–2%, и это еще не предел. На самом деле цена билета на 26% зависит от топлива, примерно столько же составляют аэропортовые сборы, 16% — это ремонт, техобслуживание и лизинг воздушных судов, оплата труда рабочего персонала — еще 10%. В оставшиеся 22% входят расходы на маркетинг, аэронавигационные сборы, метеообеспечение, прочие комиссии и сборы.
В 2018 году в ходе «Прямой линии» граждане пожаловались президенту Владимиру Путину на высокую стоимость авиаперелетов. За прошлый год топливо выросло в цене на 30%, что привело к подорожанию билетов на 9,5%. Это побудило правительство включить авиатопливо в демпферный механизм, предусматривающий выплату компенсации в обмен на заморозку тарифов. Если раньше перевозчики могли напрямую договариваться с правительством о покрытии издержек, то с 1 августа механизм получения денег из госказны усложнился.
Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский считает, что авиакомпании поступают правильно, несмотря на то, что запугивают власти ростом цен на билеты. «Если не поставить на цены на керосин жесткий «потолок» и не умерить аппетиты аэропортов, то никакие рыночные механизмы от удорожания полетов не уберегут, — убежден он. — Поставщики керосина могут изобразить снижение стоимости, но в дальнейшем они приспособятся к демпфирующему механизму и подтянут цены снова».
В то же время, по мнению эксперта, государство должно обязать переработчиков держать внутренние цены, но не компенсировать никаких заявленных ими «убытков» или «упущенной выгоды».
Совершенно предсказуемо, что за ростом цен на авиационное топливо начались разговоры о росте цен на авиабилеты, отметил руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. «Перевозчики не могут себе позволить работать в убыток. В этом году многие авиакомпании вынуждены пойти на одну из самых непопулярных мер — на рост цен на авиабилеты, чтобы покрыть расходы». Аналитик предупредил, что перелеты по стране станут дороже и в разных компаниях это подорожание будет разным. В «среднем значении по больнице» потребителям предстоит столкнуться с повышением цен в диапазоне от 7,5 до 10%. Возможно, что ряд перевозчиков повысит стоимость своих услуг на 10–12,5%. Все зависеть будет от тех экономических условий, которые сложились у данного авиаперевозчика на текущий момент, уточняет Блинов.
Одновременно с этим некоторые россияне могут и не заметить рост цен на билеты, приобретая самые бюджетные, безбагажные тарифы. Многие авиакомпании фактически ликвидировали ценовой эконом-сегмент, продавая билеты, казалось бы, по прежним ценам, но уменьшив допустимый размер ручной клади и запретив провозить предметы первой необходимости в салоне воздушного судна. В том случае если лететь, к примеру, без бритвы и крема для бритья, с минимальным набором вещей, цена практически не меняется. Однако стоит добавить к такому тарифу полноценный багаж, как стоимость меняется не в лучшую для потребителя сторону.
Людмила Александрова