Отзвучали последние аккорды волшебной музыки. Под несмолкаемые аплодисменты в последний раз опустился занавес Большого театра. Заключительный концерт нынешних лауреатов посетили президенты двух стран — России Владимир Путин и Бразилии Мишел Темер.
По итогам трех туров высокое международное жюри во главе с Юрием Григоровичем вынесло вердикт, который почемуто сохранялся от журналистов в тайне до самой церемонии награждения лауреатов. Несмотря на мистическую цифру 13 (чертова дюжина) в названии московского конкурса, для 28 его участников он оказался счастливым.
Но Grand Prix в обеих номинациях (артисты и хореографы) решили все-таки никому не присуждать, так что 200 000 долларов остались в казне. За всю историю существования конкурса Grand Prix удостаивались только четыре артиста: Надежда Павлова (1973), Ирек Мухамедов (1981), Андрей Баталов (1997) и Денис Матвиенко (2005).
Ныне во многих странах мира проходят международные балетные конкурсы, их число давно перевалило за полторы сотни. Они призваны повышать художественную культуру балетных коллективов, способствовать совершенствованию подготовки артистов и хореографов, открытию и продвижению талантов.
Однако эта благородная цель наталкивается на повсеместно набирающую силу опасную тенденцию — усиливающийся приоритет техники над музыкальностью и образностью исполнения. Пушкинское определение танца как «душой исполненный полет» воспринимается зачастую лишь в части «полета». Стремясь добиться успеха и аплодисментов определенной части публики, артисты насыщают танец разного рода трюками, вплоть до спортивной акробатики. Но танец не спорт, а искусство.
Это доказали, получив заслуженные награды, 22 из 127 исполнителей; 7 из них — россияне (москвичи Марк Чино, Денис Захаров, Елизавета Кокорева, Игорь Пугачев, Екатерина Клявлина; петербуржец Эрнест Латыпов и Лилия Зайнигабдинова из Башкортостана). Учрежденную с этого года «премию за партнерство» получил Михаил Тимаев.
С 2001 года Московский конкурс артистов балета проводится совместно с конкурсом хореографов. Тогда первую премию и золотую медаль получил Раду Поклитару за номер «Три грузинские песни», но уже на 10-м конкурсе (2005) жюри не присудило хореографам ни одной премии, ограничившись тремя дипломами. 11 и 12-й конкурсы тоже прошли без открытий чудных.
Зато на этот раз жюри расщедрилось, как никогда, выдав сразу шесть медалей: две золотые — представителям Китая и Чили (Вэн Сяочао и Зунига Эдуардо), две серебряные — россиянам (Андрей Меркурьев и Нина Мадан) и две бронзовые — хореографам из КНР (Чэн Лун и Лю Тхинтхин).
Удостоенные дипломов россияне Александр Могилев, Кирилл Радев и Александр Рюнтю (дипломант прошлого московского конкурса) были, на мой взгляд, не менее интересны, чем некоторые медалисты, но на них драгметаллов, видимо, не хватило.
Время идет, а проблемы в балетмейстерском цехе остаются. Представленные на нынешнем конкурсе работы в основном вторичны, лишены оригинальных идей, свежих пластических решений и художественной образности. Об этом сказал перед объявлением результатов член жюри, хореограф Джон Михан (США).
Он пожелал молодым хореографам искать собственные пути в искусстве. Завершил церемонию большой праздничный концерт лауреатов.
И все-таки одна мысль не дает покоя. Участников московского конкурса могло быть намного больше, если бы он проходил не в июне, когда во всех балетных школах Европы выпускные экзамены и концерты выпускников, а, например, в конце июля — начале августа.
Валерий Модестов
: Источник