Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Беглец. Часть четвертая. Август

Сценарий

СЦЕНА 102. НА БЕРЕГУ БОЛЬШОГО ОЗЕРА, ОКРУЖЕННОГО ГОРАМИ, ПОКРЫТЫМИ ЖЕЛТЕЮЩИМ РЕДКОЛЕСЬЕМ, СВАЛЕНО ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ТРЕЩИТ БЕНЗОПИЛА, СТАВЯТСЯ ПАЛАТКИ, СУЕТЯТСЯ ЛЮДИ. СВЕТКА ПОМОГАЕТ ПОВАРИХЕ РАЗБИРАТЬ ПОСУДУ. САШКА — ЯКИМЕНКО И КОТЕЛОВИЧУ, ДОДЕЛЫВАЮЩИМ НАВЕС НАД КУХОННЫМ СТОЛОМ. РЯДОМ СТОИТ ТИМУР С БИНОКЛЕМ В РУКАХ.

— Дядя Леша, — Сашка подает сидящему на дереве Котеловичу молоток, — когда вертолет круг делал, я какую-то загородку на той стороне видел, длинную, вдоль всего берега.

— Это корраль, только они его «огород» называют

— Настоящий?

— Настоящий загон для оленей, чтобы не разбегались.

— А я думал корраль только у американских индейцев, ну там, у скотоводов разных бывает.

— А оленеводы и есть скотоводы, причем труд — тяжелейший.

— Иди сюда, — поворачивается Тимур, — на, посмотри. — Он вешает Сашке на шею бинокль.

Сашка прикладывает бинокль к глазам, какое время бестолково водит им, и вдруг резкость настраивается. На берегу виден брезентовый чум, рядом палатка. Горит костер, ходят люди, пасутся олени.

— Сколько до того берега?

— Метров восемьсот.

Тимур отбирает у Сашки бинокль. — Надо будет после того, как лагерь поставим, в гости съездить.

— Уже не надо, — смеется подошедший Ветров, — сами приехали.

Из ближайшего ельника появляются трое, верхом на оленях. У переднего в руках длинная палка, заканчивающаяся широким тяжелым лезвием. Рядом трусит маленькая черно-белая коротконогая лаечка. Подъехав, все трое ловко спрыгивают на землю и, привязав оленей, здороваются. Увидев чужую собаку, Соболь, глухо тявкнув, начинает ее обнюхивать.

— Фу, Кузька, это свои, — оленеводы садятся за стол.

— А чего у них собака такая маленькая? — тихо спрашивает Сашка у Ветрова.

— Оленогонная лайка, очень шустрая и отважная, — так же тихо отвечает тот, — оленей в стаде держит.

— Не бойтесь, не подерутся, — улыбается старший. — Меня Арсений зовут, это сын мой — Василий, а это, — он показывает на мальчишку лет десяти, — Вовка — разгильдяй и троечник.

— Ну, хватит, дед, — сердится мальчишка.

— Ничего, через две недели тебя в интернат увезут, узнаешь, как без деда жить.

Арсений подходит к оленю, вытаскивает из брезентовой сумы большую связку вяленого балыка и туго набитый холщовый мешочек.

— Угощайтесь — это пиммекан, а это юкола из спинки сига. Вы, поди, еще не наловили.

— Сережа, — шепчет Тимур, — чайник, быстро.

— Можем свежего мяса дать.

— Спасибо, Арсений, мясо есть. Сейчас чай будет.

— Надолго вы? — Арсений закуривает маленькую трубку.

— На месяц, до середины сентября.

— А потом?

— Потом в Москву.

— Я был в Москве, — с важным видом басит Вовка.

— Возил я его в том году на майские праздники. У меня там младший сын учится, на нефтяника.

Сашка, наколов мелких дров, ножом начинает строгать «елочку». Вовка вылезает из-за стола, присев на корточки рядом, вытаскивает ножик с узким лезвием, берет щепку и, уперев лезвие обратной стороной в колено, быстро настругивает горку мелкой стружки.

— Так удобней, — басом говорит он, возвращаясь за стол.

— Учись, Серега, — смеется Котелович.

— Бригада большая? — спрашивает Ветров

— Восемь человек, Вовка девятый. Двое на том конце огорода, двое на этом. Остальные посередке. Семь собак.

— А оленей много?

— Если бы, — Арсений хмурится. — Когда я был такой, как Вовка, в округе было почти пятьдесят тысяч домашних оленей, а сейчас — лучше не спрашивайте. Над каждой головой трясемся.

— У нас батареи для рации подсели, а генератор сгорел, — вдруг вмешивается Василий, — можете помочь?

— Можем, — улыбается Тимур, — мы же геофизики. У нас вся аппаратура на батареях. Алексей Игнатьевич, посмотри там, в грузе.

Ветров уходит. Вернувшись с холщевым мешком, отдает его Василию

— Когда садились, я на нашем берегу какую-то избушку видел, километрах в пяти, — продолжает Тимур.

— Рыбучасток был. Баня от них осталась. Как баня уже всё, но переночевать можно. Там в устье боковой речки голец всегда стоит и щуки с весло размером. Лучше всего ловить на рассвете. Да, — вздыхает Арсений, — голец с этого озера когда-то на весь округ славился, а сейчас,.. а сейчас и ловить-то некому. Ладно, поедем мы.

— Алексей Игнатьевич, — говорит Тимур, — глядя вслед отъезжающим, сгоняй-ка ты под выходные к этой бане, лучше с ночевкой. Можешь Сергея взять.

СЦЕНА 103. БЕРЕГ ОЗЕРА. СУМЕРКИ. В ЛОДКЕ СТОИТ ТЕПЛО ОДЕТЫЙ САШКА, СВЕРХУ ТОПОРЩИТСЯ СПАСЖИЛЕТ. ТИМУР ПОДАЕТ СЛОЖЕННЫЙ КУСОК БРЕЗНТА, СПИННИНГИ, УДОЧКИ. ВЕТРОВ БРОСАЕТ НА СИДЕНЬЕ ДВА РЮКЗАКА.

— Может, «тэтэшник» возьмешь? — Тимур протягивает Ветрову ракетницу и мешочек с ракетами.

— Да ладно.

— Не «да ладно», — к лодке подходит Чаусов с ружьем, в руках патронташ, — на, тут пули и картечь. Мы здесь неделю всего, еще не всех зверей распугали.

— Вообще-то оружие в чужие руки передавать не положено, — усмехается Ветров.

— Во, во, если бы тогда Валера в Серегины руки карабин «не передал», неизвестно бы чем кончилось.

— Ракетницу тоже оставь. Из нее «пугать» лучше.

СЦЕНА 104. КРОХОТНОЕ ЗИМОВЬЕ. НА ПОДОКОННИКЕ ГОРИТ СВЕЧА. НА ПОЛУ РАССТЕЛЕН БРЕЗЕНТ. ВЕТРОВ СИДЯ НА БРЕЗЕНТЕ В НОСКАХ, РАСТАПЛИВАЕТ ПЕЧКУ. САПОГИ СТОЯТ В УГЛУ. НА ГВОЗДЕ ВИСИТ ДВУСТВОЛКА И ПАТРОНТАШ. НИЗКО СКЛОНИВШИСЬ, ЗАЛЕЗАЕТ САШКА.

— Ты костер залил?

— Конечно.

— Ну, вот, Сергей, сеть мы поставили, чай попили, можно вздремнуть часа четыре. Принеси-ка еще дровишек.

Сашка, согнувшись, выходит. Возвращается с охапкой дров.

— Там салют какой-то.

— Какой еще салют?

— Не знаю, где оленеводы живут. Стреляют, ракеты пускают. Костры.

— Может, празднуют чего, выпили лишнего. Ладно, ставь сапоги к печке и спать.

Он задувает свечу. Некоторое время они лежат в темноте. Издалека доносится глухой выстрел. Потом еще один. Ветров, кряхтя, садится, шарит руками, ища фонарик, зажигает свет.

— Что там еще за салют?

Натянув сапоги, вылезает наружу. Сашка вылезает следом.

СЦЕНА 105. ОНИ СТОЯТ ВОЗЛЕ ЗИМОВЬЯ. НАИСКОСОК НА ТОМ БЕРЕГУ ВИДЕН ОТБЛЕСК КОСТРОВ. СЛЫШАТСЯ РЕДКИЕ ВЫСТРЕЛЫ.

— А что за огонек на воде? Вон, видите?

— Это не огонек, это фонарь «Космос»

— Какой еще космос?

— У Тимура фонарь такой, мощный, они на резинке на ту сторону плывут.

Над лагерем оленеводов взлетают сразу две ракеты.

— Это не салют. Это беда — в стадо волки прорвались. Быстро в лодку!

СЦЕНА 106. НОЧЬ. НАЧИНАЕТ НАКРАПЫВАТЬ ДОЖДИК. САШКА И ВЕТРОВ ВЫПРЫГИВАЮТ ИЗ ЛОДКИ И БЕГУТ ПО ТРОПЕ К ЧУМУ, ОСВЕЩАЯ СЕБЕ ДОРОГУ ФОНАРИКАМИ. ВПЕРЕДИ СЛЫШИТСЯ ЛАЙ И МЕЧЕТСЯ ЛУЧ ВСТРЕЧНОГО ФОНАРЯ. СКВОЗЬ ДЕРЕВЬЯ ВИДНЕЮТСЯ ГОРЯЩИЕ КОСТРЫ.

Из темноты выныривает немолодая черноволосая женщина, одетая в выгоревшую телогрейку и кирзовые сапоги. На плече двустволка.

— Ребята, дальше вдоль берега надо. Основное стадо туда ушло. И ваши там. Парня мне оставьте, нам вдвоем с Кузькой, — она кивает в темноту, откуда несется лай, — не справиться.

— Сережа, — Ветров сует ему ракетницу и мешок с ракетами, — главное, от чума далеко не отходи! А я туда — к ребятам.

Через пару минут от реки доносится рев удаляющегося мотора. Дождик кончается, меж облаков выглядывает луна.

— Меня Матрена зовут, я жена Арсения, — они подходят к чуму.

В стороне виднеется стена загона, вдоль которой через каждые несколько десятков метров горят костры.

— Племенное стадо, двадцать голов, с Ямала привезли. Когда вчера вечером собаки волков почуяли, мы этих оленей сюда загнали. Надо костры поддерживать, — она показывает вдоль загона, — а я на той стороне буду. Возле тех костров.

Справа, в загоне, мечутся олени. Сашка бежит вдоль костров, собирая и подбрасывая в огонь дрова. Увидев прогоревший костер, бросается в темноту, в поисках топлива. Споткнувшись, падает в мокрую траву. Фонарик вылетает из рук и гаснет. Находит в темноте, включает, светит вокруг. В кустах, растущих вдоль кромки густого леса, загораются два зеленоватых глаза. На мгновенье исчезают и загораются снова.

— Ну, держись, гад, — шепчет Сашка, нащупывая ракетницу. Стреляет в сторону волка, не целясь. Ракета рикошетит от дерева и догорает в траве, высветив мелькнувший серый силуэт.

Сашка хватает лесину, тащит к костру. С той стороны загона гремит выстрел. Перепуганные олени жмутся к загородке. Сашка тащит новую лесину, потом ветки. Бежит вдоль костров, подбрасывая дрова. Поворачивается. Светит. В кустах опять появляются два огонька, рядом еще два, потом еще. Сашка стреляет. Огоньки пропадают.

— А, жабы проклятые! Трусите? — кричит Сашка, всаживая в темноту ракету за ракетой. Лихорадочно шарит по карманам — ракеты кончились. Сзади раздается яростный лай — мимо него пролетает Кузя и исчезает в кустах. Сашка оглядывается, подбирает тяжелую палку. За кустами раздается рык, перекрываемый лаем, потом собачий визг. В кустах снова загораются огоньки. Сашка медленно отступает к загону, сжимая палку в руках. Внезапно справа гремит выстрел, потом еще один. Слышно, как в кустах визжит раненый волк. Из темноты выскакивает Ветров.

— Живой? — он выбрасывает из ружья дымящиеся гильзы.

С противоположной стороны загона взлетают сразу две ракеты. Олени, не выдержав, проламывают загородку, и серая масса накрывает Ветрова.

— Папа! — кричит Сашка, в ужасе сжав голову руками. — Папа!

СЦЕНА 102. ПАСМУРНОЕ УТРО НА СТОЯНКЕ ОЛЕНЕВОДОВ. ДВОЕ ПАСТУХОВ ЧИНЯТ ПРОЛОМ В ЗАГОНЕ. ПЕРЕД ЧУМОМ ГОРИТ КОСТЕР, ВОКРУГ КОТОРОГО ПЬЮТ ЧАЙ ИЗМУЧЕННЫЕ, ИСПАЧКАННЫЕ САЖЕЙ ПАСТУХИ И ГЕОЛОГИ. СРЕДИ НИХ, СОГНУВШИСЬ, СИДИТ САШКА, НАКИНУВ КАПЮШОН КУРТКИ НА ГОЛОВУ. ПОДХОДИТ ВЕТРОВ, ЛЕВАЯ РУКА ЗАБИНТОВАНА И ВИСИТ НА ПЕРЕВЯЗИ.

— Вроде отбились, — он садится, достает папиросу и прикуривает от уголька.

— У них — три волка, у нас — четыре оленя и Кузька погиб, — Арсений, тяжело вздохнув, выплескивает остатки чая в костер.

— Интересно, их много было? — спрашивает Круглов.

— Кто ж знает? — снова вздыхает Арсений. — Может, десять, может, пятнадцать. Я думаю, часть подранками ушла, — он набивает трубку, — теперь долго не сунутся.

— Главное, племенных сохранили, — кивает в сторону загона Василий, — парень ваш — просто герой.

— Ты чего скукожился, Сереж? — наклоняется к Сашке Ветров.

— Папа, — поднимает Сашка белое как мел лицо, — у меня опять живот болит — сильно.

СЦЕНА 103. В ПАЛАТКЕ ТИМУРА СИДЯТ ГЕОЛОГИ. ВХОДИТ ВЕТРОВ.

— Как он? — хмурит брови Тимур.

— Я холодный компресс сделал, спит.

— Светлана там? — спрашивает Чаусов.

— Там, компрессы меняет

— Может, все-таки пупочная грыжа? — говорит Круглов. — У нас один на тренировке позанимался лишнего, и вечером «скорая» увезла.

— Нет, ребята, это аппендицит. У меня в его возрасте то же самое было, — Ветров хлопает себя по правому боку, — до сих пор шрам на полживота, — поворачивается к Тимуру. — Ты санрейс вызвал?

— Вызвал.

— Погода портится, — голос у Чаусова встревоженный.

— Прилетит, — уверенно говорит Тимур, — тут знаешь, какие летчики? Как-то раз на зимней охоте один из местных геологов себе случайно живот прострелил. Так Ми-8 сел прямо возле зимовья в два часа ночи, и это в январе.

— Черт, как все не вовремя. Он уже «подъем переворотом» три раза подряд делает и «выход силой» два раза, — вдруг говорит Круглов.

— Лишь бы перитонит не начался, — угрюмо бормочет Ветров.

— Не каркай! — сердится Тимур. — Борт будет, причем, скоро.

За палаткой начинает лаять Соболь.

— Я же говорил — прилетит!

СЦЕНА 104. ПАСМУРНО. ВОЗЛЕ ПАЛАТКИ ВЕТРОВА СТОЯТ ГЕОЛОГИ, ПЫТАЯСЬ РАССМОТРЕТЬ В РАЗРЫВАХ ОБЛАКОВ СИЛУЭТ ПРИБЛИЖАЮЩЕГОСЯ ВЕРТОЛЕТА.

Из-за палатки выходит Котелович, в руках потрепанная раскладушка.

— Во, на складе нарыл. Вместо носилок пойдет.

Круглов скрывается в палатке, выносит Сашку и кладет на раскладушку. Следом выскакивает Светка.

— Осторожно, дядя Валера, ему больно, — шепчет она.

— Света, не мешай, — Чаусов, взяв за локоть, силой отводит ее в сторону.

Проснувшийся Сашка пытается сесть.

— Лежать, — Круглов прижимает его рукой.

— Да у меня уже все прошло, — хорохорится Сашка, — ой! — Он хватается за бок.

— Не ойкай, пока не прищемили, — улыбается Тимур. — Игнатьич, — продолжает он, — посмотри, там у него в вещах — бельишко, штаны какие-нибудь тренировочные, футболку. Не в больничном же ходить.

Ветров скрывается в палатке,

— Каком «больничном»? — Вяло протестует Сашка, — я не хочу в больницу.

СЦЕНА 105. В ПАЛАТКЕ ВЕТРОВ РОЕТСЯ В САШКИНОЙ СУМКЕ.

— Черт, — оглядевшись, вытаскивает из-под нар рюкзак. Вытряхивает. Сверху падает свидетельство о рождении и фотография. Мельком глянув на фотографию, вкладывает ее в свидетельство и кладет обратно. Отбирает несколько вещей, сует в полиэтиленовую сумку, делает шаг к выходу. Останавливается. Вернувшись, быстро вытряхивает рюкзак, достает фотографию. Смотрит. Переворачивает. На обратной стороне надпись: «Август 1989. Курейка. IV категория». Открывает свидетельство. Читает, шевеля губами.

«Белошицкий Александр Алексеевич. Дата рождения — двенадцатое сентября 1990 года. Зарегистрирован — ЗАГС Октябрьского района г. Свердловска 6 октября 1990 года. Отец — прочерк. Мать — Белошицкая Элина Вадимовна».

СЦЕНА 106. ВОЗЛЕ ПАЛАТКИ. СВЕТКА, СКЛОНИВШИСЬ, ЧТО-ТО ГОВОРИТ САШКЕ. ОСТАЛЬНЫЕ СМОТРЯТ КАК ВЕРТОЛЕТ ДЕЛАЕТ КРУГ.

Отстранив Светку, Ветров наклоняется над раскладушкой.

— Сережа, откуда у тебя эта фотография? — его лицо становится белым. Руки трясутся. — Кто такой Александр Белошицкий?

Сашка лежит. сморщившись от боли и закрыв глаза.

— Сергей, ты оглох что ли? — Ветров встряхивает его за ворот рубашки.

— Ты чего, Игнатьич? Озверел? — Круглов сердито отталкивает руки Ветрова, — угробишь парня.

— Сережа, кто такой Александр Алексеевич Белошицкий и откуда у тебя эта фотография?! — кричит Ветров. — Ты знаешь, кто на этой фотографии? Знаешь кто эта женщина?! Эту фотографию сделал я, пятнадцать лет назад! Понимаешь, я?! — Он яростно отодвигает Круглова и нависает над Сашкой. — Кто такой Александр Белошицкий и где его искать?

Тимур с трудом выдирает фотографию и свидетельство из скрюченных пальцев Ветрова. Рассматривает. Передает подошедшему Чаусову.

— А чего его искать? — усмехается Тимур. — Саша Белошицкий перед тобой. А ты-то чего вдруг так?

Чаусов недоуменно крутит в руках фотографию.

— Игнатьич, — округляет он глаза, — если мне не изменяет память — это та самая девчонка, которую ты на Курейке из переката вытащил. Помнишь, четверо туристов на катамаране перевернулись? У меня дома есть почти такая же, только вы там с ней вдвоем, а фотографировал я. Ты еще потом к ней жениться ездил, а затем уволился и пропал.

Сашка с трудом открывает глаза и что-то шепчет.

— Что, Сережа? Что? — наклоняется над ним Ветров.

— Это мама, — вдруг громко и отчетливо говорит Сашка, — это моя мама.

У Тимура отвисает челюсть.

— «Санта-Барбара», — говорит он растерянно.

Садится вертолет.

СЦЕНА 107. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА. НА ОДНОЙ КОЙКЕ ПОХРАПЫВАЕТ НЕБРИТЫЙ МУЖИК. НА ДРУГОЙ — СКОМКАННОЕ ОДЕЯЛО. НА ТРЕТЬЕЙ САШКА. РЯДОМ СИДИТ ВЕТРОВ. НА ТУМБОЧКЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКИ.

— Когда это случилось? — лицо у Ветрова осунувшееся, небритое.

— В 1997, лодка на камень налетела. Я в первом классе учился, — Сашка, морщась, принимает полусидячее положение, — бабушка потом болела сильно. Ну, а потом мы переехали.

— Ох, уж эта бабушка, — невесело вздыхает Ветров.

Они молчат.

— Когда ты адрес «Петрова» назвал, у меня мелькнула мысль — вроде что-то знакомое. Просто я жил там недолго, да и квартира была не девять, а три. А потом прииск закрыли.

— Конверт старый, надписи выцвели, вот я немного и перепутал.

— Ничего себе «немного», — хмыкает он, — не та Тура и вместо Ветрова — Петров. Хотя почерк у меня всегда был неразборчивый. А Иванович, наверное, потому что других отчеств на букву «и» тебе в голову не пришло.

Открывается дверь, входит дед.

— Дед! — радостно кричит Сашка. — Ты до бабушки дозвонился? Сказал, чтобы не волновалась?

— Здравствуйте, Вадим Александрович, — встает со стула Ветров.

— Здравствуй, Алексей, — дед пожимает протянутую руку, — а ты здорово изменился, хотя седина тебе идет, — он поворачивается к Сашке. — Чего подпрыгиваешь? Шов разойдется!

— Не разойдется, меня через три дня выписывают.

— Ладно, мне в отряд надо, — Ветров смотрит на часы, — в пятнадцать ноль-ноль к нашим оленеводам борт пойдет, повезет новый генератор. Заодно и меня кинут. Все, давай, Саш. Напиши мне. Адрес у тебя есть.

— Пап, а ты к нам приедешь?

— Конечно, приеду. А как же.

— Алексей, я к трем часам приду в порт. Проводить.

СЦЕНА 108. НА ФОНЕ ВЕРТОЛЕТА СТОЯТ ДЕД И ВЕТРОВ.

— Не обижайся на нее, Алексей. Ее тоже понять можно. Она со мной всю жизнь по гарнизонам да по точкам. Знаешь, в каких условиях дочь растили? Лучше не вспоминать. Выросла — красавица, студентка, отличница. А ты налетел как ураган — «уедем, уедем». Вот Тася на тебя и взъелась.

— Да чего уж теперь-то. Главное, за сына — спасибо.

— Приезжай к нам, после сезона. Сашке радости до неба будет.

— Нет уж, — после паузы говорит Ветров, — может, как-нибудь потом. А вот вы ко мне приезжайте.

Дед долго молчит.

— Конечно, тебе решать, Алексей. Мы — то с Сашей приедем обязательно. Ты должен отцовство оформить.

— А как же...? — От неожиданности Ветров теряется.

— Чего «а как же»? Она же не перестанет быть бабушкой. Да, вот еще это передай. Саша просил.

Дед сует Ветрову конверт.

— Кому?

— Какой-то Свете. Целый час писал, а уж бумаги извел...

Ваш Олег Аркадьевич Ольнев

1080


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95