Смысл поговорки «Один с сошкой, семеро с ложкой» в том, что у одного эффективного работника, у человека, который действительно трудится, множество прихлебателей. Которые пользуются плодами труда того человека, который с сошкой, то есть который непосредственно и занят делом. И это вполне житейская ситуация.
Толчком к написанию этих заметок послужило письмо одного успешного директора, называть которого по соображениям его безопасности я не буду. Вот его текст.
«Уходить из школы не очень хочется. Теряю и в зарплате, и в льготах, но смысла работать в школе больше не вижу. За последние три месяца стала абсолютной нормой ситуация, когда ежедневно до 60% детей отсутствуют на занятиях вследствие их участия в обязательных мероприятиях, которые проводят все кому не лень: полиция, прокуратура, Движение первых, органы социальной защиты, советники директоров по воспитанию (которым у директора школы, кстати, нет права приказывать), комиссия по делам несовершеннолетних и многие другие. Поток абсолютно тупых мероприятий, спускаемых сверху, превысил уже все разумные и неразумные пределы. Детей учить в школе стало некогда, и теперь я уже не понимаю, зачем я здесь?!
Топором по рукам и по шее бьют контролирующие органы. В период с сентября по декабрь пережил аж пять проверок. Роспотребнадзор в сентябре, результат: минус месяц рабочего времени на переписку по поводу предписаний с замечаниями, с которыми школа существовала уже 50 лет. Прокуратура в конце сентября, результат: отписка в виде текста на 45 листов абсолютно никчемная и ненужная. НИКО (национальные исследования качества образования) в октябре. Проверяющая неделю жила в школе, но женщина оказалась хорошей. Однако выявленные нарушения пришлось устранять еще месяц. Счетная палата ноябрь–декабрь, собрали и передали в течение месяца в этот орган 8 коробок (!!!) из-под старых телевизоров для копий документов, потому что сами представители Счетной палаты проверить документы на месте в школе не захотели. Прокуратура — декабрь: 5000 копий документов, точно таких же, что проверяла Счетная палата, но отдельно для прокуратуры... В общем, полная безнадега от своей незащищенности и бессмысленности происходящего и собственной бесполезности.
Надеюсь, что когда-нибудь будет смысл вернуться в школу. Более того, уже этого хочу, пока еще даже не уволившись, однако сейчас... Не знаю...»
Этого директора я имею честь знать лично. Он лауреат множества профессиональных конкурсов, человек, который выиграл все мыслимые и немыслимые гранты. Школа в буквальном смысле процветает. И вот поди ж ты, такой эффективный во всех смыслах менеджер образования покидает школу. Согласитесь, есть о чем задуматься.
Семеро с ложкой — это всевозможные ведомства, которые с разных сторон сегодня атакуют школу. Каждое из них считает свою деятельность крайне важной и организовывает свои мероприятия. Но когда до 60% детей отсутствуют на занятиях, поскольку участвуют в этих акциях, о каком эффективном обучении может идти речь?
Сегодня государственные мужи всерьез озабочены проблемой перегрузки учащихся (о чем я писал в предыдущих заметках в «МК»). Но главную перегрузку создает бесконечное отвлечение школьников от их главного дела — получения знаний. Ведь пропущенные занятия ученики вынуждены компенсировать самостоятельно; и школьная программа не предусматривает специальных часов на компенсацию пропущенных уроков.
Вторая животрепещущая проблема — борьба с коррупцией. Сегодня создается такое впечатление, что главный коррупционер в стране — школа с ее сотрудниками. Отсюда шквал проверок, в результате которых администрация обязана отвечать на замечания томами отчетов. В итоге вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности — посещать уроки учителей и внеурочные мероприятия, анализировать качество, — школьные администраторы заняты отписками и переписками с бесчисленными контролирующими организациями.
Слов нет, борьба с коррупцией — серьезная государственная задача. Вполне допускаю, что среди школьных администраторов могут быть отдельные моральные уроды, наживающиеся на детях. Таким не должно быть пощады, и они должны отвечать по всей строгости закона. Но почти пятидесятилетний опыт директора школы убеждает меня в том, что такие случаи крайне редки.
В школе все на виду. Там хорошо видно, на что пошла каждая полученная копейка: на ремонт класса, оборудование школьного музея боевой славы, организацию экскурсий и походов учащихся... Либо это все есть, либо нет, третьего, как говорится, не дано! Но здесь начинает действовать другая пословица: «Заставь кое-кого богу молиться — он и лоб расшибет». Так, например, при организации дальних походов для учащихся и педагогов действуют различные рационы питания, каждый рацион со своими расценками. Любой руководитель, кто хоть раз водил детей в поход, знает, что пища там готовится на костре, где взрослые и дети едят из одного котла. Но отчетность есть отчетность. А посему взрослые покупают овощи и зелень в ближайших деревнях для того, чтобы компенсировать свое «объедание» детей. Проблема возникают в отчетности, ибо далеко не в каждой деревне у бабушек можно получить чек на закупленную продукцию. Абсурд, да и только!
Из того же театра абсурда — борьба со взятками в форме цветочных букетов в День знаний. Испокон века сложилась традиция, по которой первоклассники идут в школу с пышными букетами. Однако если стоимость букета превышает три тысячи рублей, налицо взятка, за которую придется отвечать.
Умные проверяющие это понимают, но что они могут сделать, находясь в жестких рамках предписаний? В итоге мне искренне жаль, когда школу покидают умные руководители, болеющие душой за дело.
Но не зря замечательные мыслители братья Стругацкие написали в одном из своих романов: «Народ сер, но мудр». На административные глупости он отвечает пословицами и поговорками.
Вот и хочу закончить свои заметки двумя поговорками:
«Закон что столб — перепрыгнуть нельзя, обойти можно».
«Законы святы, да законники (судьи) супостаты».
Евгений Ямбург