Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Без него этот мир пуст

Олег Басилашвили вспомнил, за что Товстоногова называли жидомасоном

В Санкт-Петербурге отметили 100-летие со дня рождения Георгия Товстоногова — не выдающегося, как сказала его ученица Генриетта Яновская, а великого режиссера. 33 года он возглавлял Большой драматический театр в Ленинграде. Одна 30-летняя женщина устроилась на сутки уборщицей в БДТ, чтобы посмотреть «Идиота» со Смоктуновским, попасть на который было невозможно. А теперь в честь 100-летия Товстоногова его имя присвоено российскому авиалайнеру.

 

Олег Басилашвили вспомнил, за что Товстоногова называли жидомасоном
фото: ru.wikipedia.org
Олег Басилашвили.
 

Весь день в БДТ толпился народ. Открыли бюст на парадной лестнице, созданный скульптором Иваном Корнеевым и архитектором Вячеславом Бухаевым. Провели церемонию гашения почтовой марки с изображением Мастера. Открыли выставку архивных материалов и презентовали видеоинсталляцию, созданную ученицей Дмитрия Крымова, художницей Верой Мартыновой. До этого она в БДТ не бывала, прославленных спектаклей не видела, но точно уловила: здесь намагничивали людей. Инсталляция не работает, пока к ней не приблизишься. И тогда открываются картины, разные для разных людей. Например, курящий Товстоногов. Без сигареты его трудно представить. Как-то он отказался от работы в чешском театре, потому как там нельзя было курить во время репетиций. Но ради него сделали исключение. Приставили пожарных, которые с ведрами песка носились за Товстоноговым по залу и сцене.

Приехала вся семья Товстоноговых, немногие оставшиеся в живых друзья Мастера или их вдовы, внебрачный сын Товстоногова Вадим Милков, поразительно похожий на отца. Пришел племянник Алексей Лебедев, в котором угадываются черты дяди и отца — выдающегося артиста товстоноговского театра Евгения Лебедева. Внук Товстоногова Василий, ставший продюсером фильма «Легенды о Гоге», показанного по телевидению накануне, словно извинялся за содеянное, говорил, что он — не автор, а только организовывал интервью. Зато Олег Басилашвили резко высказался по поводу фильма, где Товстоногов представлен Синей Бородой.

 

фото: Светлана Хохрякова
Георгий Товстоногов. Видеоинсталляция.
 

 

Коронным номером юбилейного вечера стало выступление Юрия Стоянова. Он поблагодарил покойного юбиляра от лица всех тех, кто ничего не сыграл в БДТ и не утратил веру в себя. Товстоногов однажды сказал ему: «Дорогой Юра, если когда-нибудь вы сумеете выжать из зрителя то количество смеха, какое вы выжимаете за кулисами, из вас что-то получится». Самая большая роль, которую Стоянову довелось сыграть в БДТ, была в спектакле «Перечитывая заново» про Ленина. Он произносил фразу: «Владимир Ильич, к вам пришел часовщик». А теперь он спел песню: «Быть лакеем все же очень плохо, даже если твой партнер Ильич».

Олег Басилашвили выглядел потерянным в этот день: «Наши дни рождения почти совпадают. Я родился 26 сентября, а Георгий Александрович 28-го. Мне 81 год, ему — 100. Когда-то мне казалось, что он значительно старше и связан со Станиславским, Немировичем-Данченко. Людей, подобных ему, умеющих так говорить по-русски, смотреть в глубь события, почти нет. Когда мы жили рядом с ним, то не придавали этому значения. Теперь понимаю, на что мы должны равняться по мере наших убогих возможностей. Товстоногов научил меня не на словах, а на деле тому, что значит быть актером, зачем выходить на сцену и для чего существует театр. Без него этот мир пуст. Горько выходить на сцену только для того, чтобы получить аплодисменты. Однажды мы встречались с чиновником ЦК КПСС Шауро. Он обратился к нам с вопросами: «Чем вы недовольны? Что вас раздражает в руководстве Коммунистической партии?». Мы обмерли. Я стал прокручивать в голове, что же сказать? И вдруг Товстоногов говорит: «Позвольте я скажу. Чем мы недовольны? Вами прежде всего». Он показал на портреты вождей, развешанные по стенам, и продолжил: «Почему вы так боитесь нас? Почему не доверяете молодежи? Не даете ей возможности выразить себя и посылаете к нам талантливых людей. Я не потерплю у себя другую психологию, другое понимание театра. Волей-неволей молодой человек будет гаснуть. Почему не дать ему возможность работать на чердаке или в подвале, в собственном помещении?» И мы были спасены.

 

фото: Светлана Хохрякова
Бюст Георгия Товстоногова.
 

 

Конечно, у Товстоногова были недостатки, которым можно посвятить целый вечер. Но они искупались всей его деятельностью. Его упрекают за некоторые поступки, а я не могу бросить камень в его огород. Он подписал какое-то письмо против Пастернака или Солженицына. Точно не помню. Это вызвано было желанием сохранить БДТ. Я был вызван в райком партии, и один товарищ всячески склонял меня к тому, чтобы я предал Георгия Александровича. Мне говорилось: «Почему Товстоногов так не любит наш советский народ? Почему вечно в оппозиции?». Мой собеседник упирал на то, что Товстоногов постарел и не может руководить театром. Я обо всем рассказал Георгию Александровичу. А он ответил: «Вы знаете, Олег, меня называют жидомасоном, а Аркадия Райкина обвиняют в том, что он вывозит бриллианты в Израиль». Это сказал человек, который отдал всю жизнь этим сукиным детям. Он был порядочным, честным человеком. Счастье мое, что я с ним находился в театре с 1959 года и до его смерти. Он поддерживал меня, был терпелив, и в результате получалось то, чего он добивался. Спорить с ним было невозможно. Меня ввели вместо Всеволода Кузнецова на роль человека с простым лицом в «Энергичных людях» по Шукшину. А у меня и без того было 28 спектаклей в месяц. Говорю: «Ну какой же я человек с простым лицом? Я скорее похож на недобитого белого офицера». Товстоногов ткнул в меня своим пальцем с перстнем и сказал: «Вот поэтому я вам даю эту важную роль». Это была демагогия чистой воды. Но роль стала моей любимой. После премьеры Товстоногов устроил в своем кабинете банкетик в мою честь. Мы пили шампанское, коньяк. И он произнес тост: «Я был прав!».

Мы все безумно боялись его окрика «что с вами?», когда что-то не получалось. Пришло время, когда все реже и реже мы слышали этот окрик. Он уже умирал, когда репетировал «На дне». Его почти не было слышно. Когда я спросил, есть ли у него претензии ко мне как исполнителю роли Барона, он ответил: «Нет. Главная претензия у меня к самому себе». Он приехал на генеральную репетицию «Визита старой дамы», где мы играли с Валентиной Ковель. Похвалил режиссера Воробьева за его фантазию и обратился к нам: «Что я могу сказать, друзья мои? Гарнир есть, а зайца нет». Зайцы были мы. Он сел за руль своей машины, махнул нам рукой. И умер на подъезде к Кировскому мосту.

Сегодня испытываю сложные чувства — горечи, одиночества, бессмыслицы моего существования... Хоть какого-то на этом свете. И восторженно отношусь к явлению, которое называется Георгий Александрович Товстоногов».

Светлана Хохрякова

Источник

704


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95