Бесконечные пинки Филиппа Киркорова в адрес, например, профессионального жюри на «Евровидении» за то, что оно де превратило конкурс европесни в «шарашкину контору», совершенно не помешали расписному «борцу за справедливость», как и остальным членам жюри, вынести на конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» кричащий в своей очевидной, если не сказать скандальной, ангажированности вердикт.
Даже самые лояльные люди прятали глаза, когда на табло в зале выстроилась финальная конфигурация. Дан Розин, кроме того, что представитель России, ничем другим не выказал пока убедительного мотива на чемпионство. Миловидному, конечно, и не лишенному задатков юноше по большому счету еще петь и петь, расти и расти до победы даже в таком локальном, хотя и гордо именуемым «международным», соревновании. Зато два очевидных, хоть ты тресни, лидера и фаворита – многооктавная «поющая машина» Дарья Антонюк, тоже из России, и «певец-шаман» Геворг Арутюнян из Армении, лихо раскрашивавший свой пронзительный вокал красками и эмоциями, словно буйный импрессионист – полотно эпохи декаданса, были технично «слиты» в финальный день голосования и заняли утешительные второе и третье места. Закулисье бурлило, задавая вопросы. Действующие лица и исполнители пытались сохранять улыбчивые мины при плохонькой игре…
***
На этом фоне «прибежищем комедиантов» оставались звездные концерты, дарившие людям заряды бодрости и позитива, как и острые ощущения. Например, хип-хоп-рэп-шмэп-секси-шмэпси-стар Егор Крид так уже возбудил публику, причем в самом прямом физиологическом смысле, что оказался «невъездным» - нет, не в Украину или Латвию, как сейчас это широко распространено, а в самый что ни на есть сугубо российский (по крайней мере, согласно территориальной принадлежности) Дагестан. Пока они с Тимати устраивали шумное afterparty, поражая публику хитами, а организаторов апломбом «звездных» капризов (вроде, довезти на лимузине чуть ли не на сцену), из недалекого Дагестана пришла весточка – ждем, скучаем и готовы «полюбить» милашку Егора в самые интимные места практически всем заводным мужским народонаселением горной республики. К такому проявления горячей кавказской любви г-н Крид не был, видимо, готов и пожаловался в полицию на харрасмент. Пока стражи порядка разбираются с «любовными» угрозами, все концерты в Дагестане отменены. Так что приграничный Сочи для артиста теперь – крайний рубеж.
Еще было несколько трибьютов, когда одни звезды «каверовали» песни какой-то другой звезды – в знак почтения, признания, уважения: творческие вечера «А-Студио», Леонида Агутина, Владимира Преснякова, Ирины Аллегровой. У всех прошли юбилеи, и возник чудный повод устроить праздник. Кое-что «МК» уже описАл. Сегодня – подробно о концертных чертогах «императрицы» эстрады.
***
Переделывать хиты, полюбившиеся миллионам, занятие может и благодарное, но весьма рискованное. Сразу вспоминается один из концертов в далекой уже Юрмале, на котором звезды упражнялись со шлягерами Аллы Борисовны. Было очень весело наблюдать, как весьма маститые артисты выдавали нечто курам на смех и делали это с крайне серьезными минами. Конечно сравнивать хиты Пугачевой и Аллегровой не совсем правильно. Примадонна - это драма с захватывающим переходом как в фарс, так и в трагедию, плюс нешуточные феминистские изыскания. У Императрицы даже те песни, которые многим кажутся серьезными, часто сводятся к плотским стонам и насмешкам над моногамностью. Остроумный исследователь росэстрады Игорь Яркевич назвал как-то этот местный эстрадный феномен «вечной тоской по оргазму» Но кто сказал, что стонать, тосковать и насмехаться очень просто? Возможно те, кто попытался перепеть Аллегрову с этим согласятся. Спойлер: со своими каверами почти все потерпели удручающее фиаско. Но несколько версий хитов Ирины Александровны все же можно отметить.
Слава: «Угонщица»
Недовольные брезгливо морщились: «Фу, как вульгарно!». Но все-таки для Славы это был отличный выбор, потому как хулиганская песня досталась хулиганке. Не факт, что у следующего вывода есть историческая и художественная ценность, но тем не менее — у Ирины Аллегровой, кажется, появилась своего рода преемница. С порочным блеском в глазах, интригующей хрипотцой в голосе и умением обходиться без тормозов. И «Угонщица», этот взволнованный рассказ об угоне «мальчишки сладкого», как раз бестормозная ситуация. Здесь нужно было отбросить все правила приличия, что Слава и сделала. Первый раз, когда записывала свой переполненный страстями кавер, второй, когда облачилась в цыганку. Отличный образ для этой песни.
А-Студио: «Привет Андрей»
Маститый музыкальный коллектив с тридцатилетним стажем помимо всего прочего обладает удивительным умением перезагружать хиты. Достаточно вспомнить их кавер на пугачевскую «Так же как все», которую они превратили в смачный гитарный боевик. В случае с песней Ирины Аллегровой они беспощадно утопили ненавязчивый текст в сладкий и даже местами порочный хаус. Тот самый момент, когда победа ритма над разумом выглядит как очень правильный ход. Отдельный реверанс от солистки Кэти Топурия, облачившейся в полупрозрачное платье, как это делала Аллегрова в далеком уже 2004-м. Тоже было на что посмотреть и разогнать воображение.
Диана Арбенина: «Транзитный Пассажир»
Отчаянный поход рокерши в эстраду выглядит все более навязчивым. Вполне возможно, что у Дианы есть разумные мотивации, когда она сначала «грешила» с Лепсом, теперь развлекается с песней дуэтной подруги Лепса, но со стороны это выглядит нескольк сомнительно с «идеологической» точки зрения. Впрочем, завышенные ожидания публики, весьма уместные в данном случае, певица опять оправдала. Она взяла переполненный сладкой истомой оригинал и будто засунула его в морозильную камеру. Там от песни отвалилось все лишнее, и в итоге ресторанный хит не грех исполнить в аристократическом салоне. И еще здесь есть захватывающее светское обстоятельство. Кажется, Диана впервые пела о мужчине как о предмете романтических воздыханий. То ли еще будет?
Лолита: «Над Пропастью Во Ржи»
После исполнения песни Лолита с ностальгической улыбкой рассказала, что во времена, когда она еще была незамужней женщиной, любила заглянуть в караоке и, махнув рюмку, спеть что-нибудь из репертуара Аллегровой. И вот натренировалась. Теперь она представила не караоке-версию, а нечто куда более любопытное. Лолита решительно выбросила из песни вокальную харизму оригинала. И вот вместо типично аллегровского «бабоньки поем» здесь появилось то, что «бабоньки» спеть никогда не смогут. А именно - тонкие интонации и актерство в самом приличном смысле слова. Это был полет на планету Аллы Борисовны, причем с удачным приземлением.
Дима Билан: «Я Тебя Отвоюю»
Женская песня в мужском исполнении — весьма амбициозная затея и, чтобы все получилось, нужен именно билановский размах. Добавьте к этому стихи Марины Цветаевой и возникнет именно та ситуация, которая вдохновит артиста на то, чтобы расшибиться в лепешку. Примерно это Билан и сделал. Со стороны все выглядело так, будто певец хотел максимально все усложнить, и частью этого честолюбивого плана был катарсис на сцене. Но исполнил его Дима от души. Сам кавер получился чуть помпезнее, чем того требовал здравый смысл, но артистический подвиг все же впечатляет.
***
Поддержать главу аллегровского «клана» прибыла практически вся семья: дочь Лала с мужем Артемом, чемпионом мира по дзюдо, и внук Саша. Для светских хроникеров случился настоящий праздник души. После концерта мы попросили г-жу Аллегрову поделиться с «МК» все-таки творческими впечатлениями, поскольку это, во-первых, интересно, а во-вторых: мало ли чего нам самим показалось? Может, мы просто злобствуем?..
- Ира, с ролью одного из столпов современной российской эстрады ты, конечно, свыклась еще с тех пор, когда в хит-параде «ЗД» впервые была признана «Певицей года» еще в 1990 г. Как ощущения от трибьютов на твои песни?
- Мне было безумно приятно, когда Дима Билан, прежде чем что-то делать, спросил, не буду ли я против, если он споет «Я тебя отвоюю». Я сказала, что не только не против, а буду просто счастлива. Это здорово, если молодые исполнители берут песни в свой репертуар и какая-то песня получает новую жизнь. Мне боялись показать, в какой электронной аранжировке «А-Студио» делают «Привет, Андрей» А я говорю: вы что, с ума сошли, это же кайф! Я люблю все это, я обожаю рэп, R’n’B. Я довольно продвинутая бабушка (смеется, - прим. автора).
- Прибавилось ли осознания собственной монументальности от того, что все собрались исполнять твой реперутар?
- Я не живу в Звездном городке. Кто бы что ни пел, ни перепевал, для меня самое важное – реакция зрителей. Если им нравится, если они слушают, ходят на концерты, то я просто счастлива. Когда люди в финале концерта начали вставать, у меня ком в горле встал. Особое счастье, когда ты видишь понимание того, что я хочу сказать. Я одна из немногих, кто всегда очень привередливо ковыряется в текстах. Пока я не пойму, кто о чем поет, где адресат, для кого это, я не возьмусь за произведение.
- Старая школа…
- К сожалению, сейчас другое время. Хотя, возможно, это только к нашему сожалению, а молодые об этом может и не задумываются. Ну и ничего. Важно, чтобы все были живы, здоровы и счастливы. А как у кого что сложится, покажут жизнь и зрители.
- Ты лично принимала участие в отборе артистов для трибьюта?
- Конечно. Я, например, не сомневалась, что Филипп споет любую из песен по-киркоровски мощно и очень хорошо. Что он собственно и сделал. Поэтому ему было дано право выбора… Дианочка Арбенина! Для меня было такой неожиданностью, когда я подошла к ней за кулисами перед ее выходом, а она говрит: «Я так нервничаю! Я вас так уважаю!». Я говорю: «Жаль, что я не знала это раньше». А я думала, что они меня не замечают (смеется, - прим. автора) – другая плеяда, другое поколение. И у нее было очень интересное прочтение «Транзитного пассажира». Кому-то понравилось, кому-то, возможно, не понравилось. Время покажет. Самое главное – есть, о чем разговаривать, причем с творческой позиции. Это то, что мне всегда хочется. Не сплетни перетирать, а какие-то творческие вещи. В перерывах между своими выходами, я бегала смотреть, кто как поет, как делает, мне это было безумно интересно. Много сюрпризов для меня. Очень понравились и «А-Студио», и «Артик и Асти» («Фотография 9х12»). Сейчас целое поппури на мои песни сделали в ди-джейской версии. Я понимаю, что эти песни – уже эпоха,. Гордость, на мой взгляд, не очень хорошее слово. Но я знаю, чем его заменить – удовлетворение! От того, что эта эпоха живет, что ее ее теперь осмысливают – по-другому, по-своему, что это интересно зрителями и молодым артистам. Я счастлива, что этим песням дала жизнь. Это мои детки.
- Детки все любимые?
- Любимые! Какие-то, возможно, не очень удачные были, но большинство удачных. Мне всегда говорили, что у меня один альбом пожирал другой, потому что другие-то выпускали – два-три хита на альбоме и всё, чего напрягаться? А я только и слышу вокруг: «Ты не понимаешь свою значимость». Действительно, видимо, я это не до конца понимаю, и поэтому такие события, как сегодняшний вечер, меня не только радуют, но удивляют и дарят неожиданные, свежие эмоции.
- Как человек, не до конца осознающий своей значимости, хотела ли сама сделать какой-то кавер, трибьют? Пока в твоем багаже, кажется, только «Рюмка водки» Лепса, по поводу чего мы как-то написали, что артистка явно знает толк в том, о чем поет…
- С удовольствием причем пела, и до сих пор пою. Вот, ты опять ищешь это пресловутое «знание дела», ну понятно… А ведь эта песня меня толкнула на целую линейку произведений, которые я сделала в стиле глэм-рок, который мне очень нравится и близок. Пожалуй, с песни «Когда любовь умирает» это направление стало для меня новой музыкальной инкарнацией, ты видел это на прошлых сольных концертах…
- Неплохо получилось!
- Да, я не претендую на чистый рок, или на тяжелый рок. С Валерой Демьяновым, моим аранжировщиком, мы много лет над этим работаем и мне это доставляет огромное удовольствие, несмотря на то, что кто-то и говорит: мол, Аллегрова пошла куда-то не туда. Но это так же, как в интерьерах, в одежде в моду вошла эклетика – сочетать несочетаемые вещи. Впрочем, я всегда это любила, еще с конца 80-х. Тем более, что у меня сейчас тембр такой, он очень хорошо ложится на этот стиль в музыке. И, главное, конечно, чтобы были тексты… А что касается трибьютов, то всю мою творческую жизнь, с того момента, когда появилось это произведение, мне очень хотелось спеть Caruso. «Тэ вольё бэне ассай…» (подпевает, - прим. автора). Но я знаю, что никогда ее не спою.
- Почему? Само провидение велит вам с Биланом замутить дуэтец. Он блестяще исполняет этого Caruso…
- Мне очень хочется… Не знаю. Возможно. Я сейчас редко гастролирующая артистка. Делаю это для себя и в свое удовольствие… А еще у меня было желание записать целый альбом итальянских песен тех времен – 60-х, 70-х, даже 80-х, когда был пик популярности итальянской эстрады, поп-музыки, диско. На этих песнях я, в общем-то, выросла. А потом именно Лалачка (дочь, - прим. автора) подсадила меня на Guns'n'Roses, Metallica, и я распробовала вкус глэм-рока. А внук потом подсадил на рэп и R’n’B, и теперь я просто обожаю эти стили… А ты обратил внимание, как я выдержала черно-белую гамму?
- Конечно! Классика. Черный всегда был твоим цветом.
- Но выйти в платьях одного и того же фасона, но разных цветов – этого еще не делал никто! Кстати!
- Кстати, да! Ты внесла очень интересный нюанс, сказала просто новое слово. Поздравляю! Будем надеяться, что это станет фэшн-трендом на эстраде...
Сочи.
Автор: Артур Гаспарян