Дополнительное образование, которое получают дети в придачу к школьному, стремительно переходит на платную основу. Коммерциализация приводит к тому, что из этой сферы вытесняются преподаватели-подвижники, успешно работающие с детьми десятки лет. Муниципальные власти выгоняют на улицу созданные ими уникальные студии и клубы, а их помещения передаются предприимчивым махинаторам, которые гораздо больше любят деньги, чем детей.
В Хамовниках на
С детьми там занимаются известные художники, архитекторы, реставраторы — выдающиеся педагоги из разных вузов. Живопись, керамика, историческое рисование, гравюра, основы реставраторского искусства — вот краткий список того, чему там учат.
В студиях 150 детей. В основном все отсюда же — из Хамовников. Студийные работы с успехом выставляются на представительных выставках. Летом преподаватели организуют для учеников бесплатные лагеря, возят на этюды рисовать памятники архитектуры. Учат их любить то, что есть только у нас, в России. Берут всех. Хочешь заниматься — пожалуйста. Не отказывают никому.
Вернее, не отказывали раньше. А как теперь будет — никто не знает, потому что муниципальное собрание Хамовников решило, что вот эти студии, где учат бесплатно, жителям не нужны, и теперь в их помещениях разместится клуб «Хамовчонок».
Занятия в «Хамовчонке» стоят от 300 до 800 рублей. Никаких выдающихся личностей, знаменитых в своем профессиональном мире, среди преподавателей нет. Занимаются там с детьми тем же, чем и везде с ними занимаются. Хореография, изо, карате. Все очень функционально. Как в ресторане быстрого питания: заплатил деньги — получил гамбургер.
«Хамовчонок» входит в состав АНО «Молодежный центр». До недавнего времени им руководил Дмитрий Башаров, член «Единой России». Весной он избрался председателем муниципального собрания и снял с себя полномочия. Но судя по тому, что возглавляемое им муниципальное собрание решило отдать помещения художественных студий «Хамовчонку», интерес к досуговому отдыху у него остался.
Хамы, хамки и хамовчата
Художественная студия (сначала была одна — «Материнская школа», потом создали еще «Рождение вещи») изначально образовалась при ЖЭКе и работала в жэковском полуподвале. В 2008 году власти решили, что все клубы и кружки жэковского уровня должны стать муниципальными учреждениям, и студии вошли в состав МУ «Центр досуга и спорта». Но помещения оставались у них, и нескольким преподавателям даже стали платить зарплату.
Потом у «Центра досуга и спорта» сменился руководитель. Им стала Анна Брызгалова, которая прежде разрабатывала досуговую нишу вместе с Башаровым. Она сначала прекратила платить зарплату преподавателям, а потом и вовсе поступила очень странно — взяла и отказалась от большей части помещений, закрепленных за ее «Центром».
В этих помещениях как раз и располагались художественные студии. Чтобы продолжать работать, они вынуждены были подать заявки на конкурс, который должен был определить, кто теперь в этих освободившихся помещениях будет заниматься с детьми. Ну и «Хамовчонок» тоже, понятно, подал заявку и, разумеется, выиграл, а как же иначе, хотя его программа, уровень, качество рядом не стоят с тем, что делают студии.
Александра Парушина, член Союза художников, депутат того же муниципального собрания Хамовников, несколько месяцев добивалась получения конкурсной документации, чтоб понять, почему же конкурс выиграл «Хамовчонок». Когда наконец получила, пришла в ужас. «Во-первых, программа „Хамовчонка“ чудовищна. Во-вторых, оценки выставлены необъективно. У некоторых членов комиссии оценочный лист представляет два столбца, в которых нашей программе поставлены все „единицы“, а „Хамовчонку“ — все „пятерки“! Даже в графе „срок работы организации“ такая же картина, хотя им не 44 и 12 лет, а 2 года! В общем, полное бесстыдство и наглость».
Весной студии получили благодарность от правительства Москвы за работы, которые выставлялись в Белых Палатах. Потом их представителей пригласили в Департамент семейной и молодежной политики Центрального округа, и там тоже не могли не признать, что программа студий лучше, чем программа «Хамовчонка». Но ситуация от этого не меняется — все равно старейшие художественные студии Москвы выгоняют на улицу. Рулит «Хамовчонок».
Руководители студий написали письмо мэру Собянину. Под ним подписалось огромное количество художников, академиков, ученых, политиков и депутатов из других районов. Неужели мнение таких людей не заслуживает внимания?
В Союзе архитекторов с огромным успехом прошла выставка студии «Рождение вещи», профессиональный мир признает ее достижения. Какие еще нужны доказательства ее нужности?
Золотая жила
Студии, кружки, секции, где дети могут получить знания и навыки, дополняющие школьное образование, делятся на две категории.
Есть структуры дополнительного образования, которые находятся в ведении соответствующих департаментов региональных органов власти: департаментов образования, культуры, спорта. И есть досуговые структуры, которые находятся в муниципальном ведении,— типа бывших жэковских кружков.
Эти досуговые структуры раньше никого не интересовали, потому что никаких денег не приносили и приносить не могли. Обычно их открывали какие-то подвижники, энтузиасты, романтики, и власти к ним относились как к неопасным сумасшедшим — странные люди, конечно, но раз хотят возиться с детьми, давайте пустим их в подвал, пусть возятся.
Но когда эти студии в 2008 году перешли в разряд муниципальных учреждений и муниципальные собрания стали получать на них субвенции из городского бюджета, люди с коммерческой жилкой взглянули на детский досуг другими глазами. Оказалось, на нем можно делать хороший бизнес, причем ничего не вкладывая! Помещение можно получить бесплатно, муниципалитет дает деньги на зарплату преподавателям. Это уже хорошо. Но, кроме того, можно же еще и зарабатывать, взимая плату за занятия. Надо только повыкидывать на улицу всех этих юродивых, которые занимают сейчас подвалы, — и привет! Нанимай кого попало в качестве преподавателей, делай рекламный сайт в Интернете, вешай по району объявления — и дети повалят рекой, только собирай денежки.
Золотых рыбок вылили в унитаз
О том, как «коммерческие жилки» разделывались в последние годы с «юродивыми», можно написать роман. Вот несколько историй, рассказанных Александрой Парушиной.
Район Арбат. Клуб «Семицветик и пластика». Руководитель — профессиональный скульптор, член СХ Вера Александровна Троицкая. Работает с детьми около 50 лет.
Помещение для студии ей выделила управа в 1997 году. Она там сделала ремонт за свой счет и стала заниматься керамикой, живописью, резьбой по дереву, гончарным делом. Потом ее попросили освободить помещение. Поначалу Троицкая получала от муниципальных властей угрозы в духе «сдавайтесь, все равно раздавлю». Много раз дверь студии заваливали — и в конце концов заварили при помощи спецтехники. При этом пожилая женщина находилась внутри помещения, она оказалась заложником в подвале. В итоге студия разграблена, оборудование, закупленное Троицкой на свои деньги, вывезено в неизвестном направлении, работы детей уничтожены. Когда ОМОН «освобождал» студию, под ногами хрустели осколки керамических работ...
Район Арбат. «Мир глазами детей». Клуб существовал более 50 лет. Направления работы: музыка, живопись, скульптура, композиционное рисование. Участие в международных конкурсах, награды, признание. Руководитель — профессиональный скульптор, художник, член СХ Валерий Александрович Кориневич — фактически был замучен муниципалами. Умер от инфаркта, не выдержав издевательств, которые он заслужил за свою многолетнюю работу с детьми...
Выгоняли самыми изощренными способами. Сначала заложили кирпичом дверь. Педагоги и дети ходили на занятия через окно. Потом решено было завалить и окно. Кориневич не выдержал и умер. Тогда муниципальные власти повесили на дверь табличку «Клуб им. Кориневича» и тут же вышвырнули остальных педагогов студии. Все преподававшие там люди были профессионалами, художниками и музыкантами, членами творческих союзов.
Район Басманный. Клуб «Спектр». Руководитель — высокопрофессиональный тренер Тимофеев Михаил Юрьевич. Работа ведется по множеству спортивных направлений, клуб существует около 20 лет. Чтобы выкинуть его из помещения, муниципалы выключили электричество в помещении, и дети занимались спортом при свечах! Направлялись всевозможные комиссии, якобы свидетельствовавшие о нерациональном использовании помещения — вместо 1002 детей занимались только 1000... В результате уже половина помещения отнята у клуба, процесс изъятия продолжается.
Район Дорогомилово. Военно-патриотический клуб «Юность». Существовал 45 лет. Работа велась по множеству направлений со всеми категориями граждан. Там занимались дети, клуб был домом для ветеранов района. Когда помещение отбирали муниципалы в содружестве с Москомимуществом, на глазах стариков и детей уничтожалось имущество клуба. Дети рыдали, видя, как уничтожают живой уголок — на их глазах золотых рыбок вылили в унитаз, а попугайчиков выпустили в окно на
Район Южное Медведково. Дом детского творчества «Импульс». Срок существования 27 лет. Основатель и директор — Ольга Александровна Ануфриева. В клубе был уникальный музей, коллекции детских работ, огромное количество направлений работы: искусство, театр, музыка, танец. Здание было отремонтировано своими руками и на свои деньги.
Муниципальные власти и ОМОН ворвались в помещение вечером, без предупреждения, сразу после окончания мероприятия с немецкой делегацией. Началось опечатывание помещений, причем вместе с личными вещами, документами и даже с паспортами педагогов. Директора Ануфриеву, пожилую женщину с наградами, просто избили, положили на асфальт нескольких сопротивляющихся взрослых под крики детей. Так и этот центр прекратил свое существование.
В Хамовниках уже изгнаны настоящие клубы «Светлояр», «Аристотель» — вместо них в помещениях процветают маловнятные организации. Под угрозой «Форпост». Три этих клуба размещались в спецпомещениях, выделенных городом на досуговую работу, так же как и студии «Рождение вещи» и «Материнская школа».
* * *
Золотых рыбок выливают в унитаз — это именно то, что муниципальные власти творят с детскими досуговыми клубами. Делают они это ради денег — причем даже не своих, а чьих-то. Уничтожая прекрасные детские студии и клубы, они выступают пешками в чужой игре, которая ведется на уровне председателя муниципального собрания или местного чиновника, нацеленного на личную выгоду.
В результате этой игры всё, что выращивалось десятилетиями на нашей богатой подвижниками земле — живое, уникальное, бесценное, потому что такого нет больше нигде, — безжалостно ломается и вытаптывается. Вместо него в землю втыкаются пластмассовые одинаковые цветки без души и без запаха, «маде ин чина», триста рублей пучок.
Сращивание власти и бизнеса ведет к деградации общества. Уничтожение замечательных, уникальных детских досуговых заведений — наилучший тому пример.
Система дополнительного образования деградирует — стремительно и жутко. Родителям скоро некуда будет привести своих детей. Нет никакой гарантии, что, если вы будете платить за ребенка приличные деньги, с ним действительно будет заниматься хороший педагог. Скорее всего он не будет хорошим. Хороших в ближайшем будущем просто не останется.
материал: Юлия Калинина