В редакции интернет-газеты «Особая буква» состоялся закрытый показ документального фильма Михаила Дегтяря «Все это телевидение (Время перемен)». Фильм студии «Репортер» оказался политически неблагонадежным для всех телеканалов, кроме частного кабельного «Совершенно секретно». На редакционной кухне кино посмотрели президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, писатель Виктор Шендерович, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, политик и политолог Владимир Рыжков, президент Гильдии неигрового кино Владимир Герчиков, эксперт Фонда защиты гласности Юрий Казаков, доктор юридических наук Елена Лукьянова. Всем им было что сказать о цензуре в России — кухня быстро превратилась в площадку дебатов.
Дегтярь — вице-президент Гильдии неигрового кино. Во главе угла для него не острота подачи, а точность и логика фактов формирования цензурного панциря. Поделенный на три части, фильм рассказал о романтическом периоде рождения советского ТВ в 1950 — 1960 годах, о фантастических возможностях внезапной свободы конца
Кадры телехроники комментируют титаны отечественного ТВ. Многолетний ведущий программы «Время» Игорь Кириллов, редактор молодежных программ ЦТ в
Ответственность журналиста — как ее трактовать? Это внутренний редактор вкуса или самоцензура страха? Когда выпускающий программы «Время» в 1968 году сам убирает из сюжета картинку, на которой советские генералы сидят над разрисованной стрелками картой дружественной Чехословакии, — это внутренний редактор или самоцензура? «Не надо идеологических шприцов» — все эти пожелания были произнесены позже, до того как журналисты сами испугались своего влияния и его последствий.
Генеральный директор ОРТ в
Дегтярь не скрывает ностальгии по телевидению рубежа
Фильм обозначает важнейшие вехи тележурналистики первой половины
Сегодня рядовой журналист воспринимается обществом сотрудником рекламной службы, задача которого запускать мемовирусы на вверенном ему участке обработки массового сознания. Почему так случилось, пытается понять Дегтярь. «Все это телевидение» сделано, чтобы напомнить: журналистика бывает честной и открывающей новые миры.
Георгий Сатаров припомнил такой эпизод: «В 1987 году Горбачев собрал большое количество редакторов и произнес речь. Суть сводилась к тому, что за границей есть оппозиция, и, похоже, это очень полезно. Понятно, что у нас никогда не будет оппозиции, и важно, чтобы пресса сыграла роль оппозиции. Так началась игра прессы в оппозицию. Трагедия состояла в том, что пресса в роли оппозиции появилась раньше, чем реальная политическая конкуренция».
Фрагменты фильма Михаила Дегтяря можно посмотреть на сайте www.specletter.com
Екатерина Васенина