Сегодняшнюю Москву все чаще называют «новым Вавилоном». За последние несколько лет по количеству работающих и гостящих у нас иностранцев мы уже догнали и перегнали Нью-Йорк — самый космополитичный мегаполис мира. А единственный столичный загс на Бутырской, регистрирующий браки с иностранными подданными, едва справляется с потоком россиян, желающих отдать руку и сердце представителям ближнего и дальнего зарубежья.
При нынешних международных связях, расцвете туризма и трудовой миграции мы постоянно сталкиваемся с подданными других государств — то мы сами к ним, то они к нам. Иностранцев рядом с нами все больше: и среди коллег, и среди друзей, и среди соседей. Не удивительно, что все чаще они предстают также в качестве потенциальных супругов. Ведь любовь не ведает ни языковых, ни культурных преград, ибо высказывается на языке тела — жестами, взглядами, прикосновениями. И любое случайное знакомство может легко перерасти в не ведающую государственных границ взаимную страсть. Но как только двое начинают выстраивать долгосрочные отношения, на свет божий все равно вылезают особенности национальной культуры и воспитания.
Конечно, независимо от места своего рождения, каждый человек индивидуален и имеет собственные, глубоко личные понятия о любви, сексе и семье. Но, как ни крути, национальные традиции все равно накладывают ощутимый отпечаток — и на предварительный «брачный танец» представителей разных культур, и на последующий брак. Так и вспоминается анекдот. Татарин женится на хохлушке. «Ну все, милая, — говорит он молодой жене, — теперь следи. Если я пришел домой, и у меня тюбетейка на правом глазу — значит, я сегодня добрый, проси что хочешь! Но если на левом — лучше молча ужин подавай и держись подальше, а то можно и в глаз получить!» «Понятно, — отвечает супруга. — И ты следи: если ты пришел, а у меня руки на груди, — значит, и ужин будет. А вот если у меня руки в боки — значит, мне плевать, на каком глазу у тебя тюбетейка!»
Некоторые нюансы полезно знать заранее, чтобы (если что!) осознавать: в данном недопонимании между вами виноват не лично ваш возлюбленный, а среда, в которой он (она) воспитывался.
СПРАВКА «РД»
По данным столичного отдела ЗАГС, только в 2008 году жители столицы заключили браки с 11 984 иностранцами из 106 стран мира. В списке избранников москвичек лидируют турки, «серебро» у немцев, «бронзу» же делят американцы, израильтяне и британцы. Столичные мужчины сдержаннее: в целом москвичи женятся на иностранках реже, зато чаще берут в жены «соседок» — молдаванок, армянок и азербайджанок.
По данным отечественных брачных агентств, из всех россиянок, вышедших замуж за иностранцев, наиболее счастливыми чувствуют себя жены итальянцев. На втором месте по «счастью их русских жен» испанские мужья, за ними — французы и греки. Чаще других недовольны своей семейной жизнью россиянки, связавшие судьбы с американцами, немцами и англичанами. Любопытно, что супруги турок, израильтян и кавказцев практически не жалуются (может, боятся?) Вывод напрашивается: южане русским женщинам ближе.
Что касается мужчин, их воображение тоже наиболее часто поражают уроженки Кавказа, с которыми они, судя по откликам, живут мирно и счастливо. В целом неплохо у наших мужчин складываются браки с молдаванками, украинками и представительницами Восточной Европы. После них (правда, с большим отрывом) в качестве неплохих жен для русских мужчин следуют американки.
Если верить опросу женихов, большинству наших мужчин не нравятся немки и англичанки, они считают их некрасивыми. Между тем, согласно отзывам иностранных невест, как раз немки и англичанки не имеют ничего против женихов из России. А вот итальянки, гречанки и испанки в своем большинстве русских ухажеров не приемлют, считая их малоискушенными в сексе и не слишком приятными в общении.
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
МОЛДОВА: «За цыганской мечтой по тропе кочевой»
Из жизни. 19-летняя москвичка познакомилась с 20-летним жителем Кишинева в столичном метро. Парень подрабатывал на стройке. Парочка стала встречаться, и вскоре любовь вспыхнула с такой силой, что Катя и Петро решили пожениться. Петро ограничился звонком домой родне, там вроде бы никто не возражал. А вот Кате пришлось выдержать настоящие испытания: ее родители были категорически против подобного брака. Еле уломав их, молодым пришлось несколько месяцев ждать очереди в загсе, где регистрируют браки с иностранцами, к коим относятся и граждане Молдовы. Но как только все тернии были пройдены и молодожены поселились в квартире Катиных родителей, начался настоящий ад. После работы Петро пропадал со своими друзьями-гастарбайтерами и возвращался домой пьяным. Денег Кате он не давал, хотя столовался за счет ее родителей. Сама Катя училась в институте и собственных средств к существованию не имела. После очередного скандала Петро уехал в Молдову и не вернулся. Он отключил мобильник, а его кишиневского номера Катя никогда и не знала. Теперь девушка и ее родители разыскивают Петро, чтобы хотя бы оформить развод. А знакомые их успокаивают: мол, радуйтесь, что просто пропал. А ведь может нарисоваться и начать жилплощадь отсуживать! Законный ведь муж.
Брачный танец. В нашей стране граждане Молдовы присутствуют в основном в качестве гастарбайтеров — и в этом, а не в их национальных особенностях, кроется причина нашего взаимного непонимания. Понятно, что на заработки в качестве дешевой рабсилы едет не самая образованная, социально адаптированная и интеллектуальная часть населения. В Россию в основном попадают люди молодые, не обремененные семьей и имеющие единственную цель — заработать денег. Но при этом, в силу возраста и темперамента, который у молдавских молодых людей достаточно высок, они открыты для романтических отношений. Против законного брака они тоже ничего не имеют. На их родине принято «крутить любовь» быстро и жениться рано. Большинство молодежи делает это в 19—23 года. У девушек, особенно в селах, считается, что если так случилось, что с парнем был секс, — надо идти за него замуж. А любовь приложится. Поэтому любой малейший «аванс» — приглашение в кино или на ужин — молдавские гости могут воспринять буквально и начать рассматривать вас как потенциальную спутницу жизни. Но не обольщайтесь: не факт, что за этим стоят какие-либо серьезные намерения.
В браке. Чаще всего молдавские молодожены живут в домах родителей мужа или жены, большими семьями. Отдельная жилплощадь есть далеко не у каждого, поэтому они приучены к «артельной» жизни. А без большого общества себе подобных под одной крышей им рано или поздно становится скучно. По утверждению этнографов и психологов, в этнических молдаванах силен «цыганский ген» — страсть к перемене мест и кочевому образу жизни. В агентстве по найму персонала это подтверждают: «Не удивляйтесь, если молдавские работники, которых вроде бы все устраивало, неожиданно исчезнут от вас без объяснения причин. Большинству из них надо менять место дислокации каждые несколько месяцев, это у них в крови». Увы, в брачных отношениях зачастую происходит то же самое. Согласно статистике, основной процент развода россиян с молдаванами происходит из-за финансовых проблем и из-за исчезновения молдавского супруга в неизвестном направлении.
КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ: «Молчи, женщина!»
История из жизни. Про женщин, вышедших замуж за горячих джигитов и натерпевшихся от них всяких ужасов — начиная от побоев и заканчивая бесконечными любовницами, — мы уже изрядно наслышаны. А вот 29-летнему москвичу Вячеславу С. повезло. С 21-летней жительницей Еревана Каринэ он познакомился в столице: девушка и ее семья переехали в Москву три года назад. По утверждению Вячеслава, Каринэ чрезвычайно красива и очень строгих правил. Вячеслав встречался с армянской девушкой целый год, прежде чем ее родные разрешили им пожениться. «Каринэ, как и все кавказские женщины, любит подарки, украшения, — рассказывает Вячеслав. — Уж сколько цветов и побрякушек я ей переносил, пока она позволила себя поцеловать! Но теперь зато я полностью вознагражден!» Счастливый муж армянской жены уверен: более хозяйственной, послушной и верной супруги, чем армянка, бог еще не создал. «Моя Каринэ веселая, с чувством юмора и никогда не ворчит, — гордо говорит Вячеслав. — А уж какую долму готовит — вам и не снилось!»
В брачном танце. Любители Черноморского побережья Кавказа не дадут соврать: в свое время там каждая жаркая, напоенная ароматом роз ночь могла стать настоящей симфонией любви. Не зря на этой земле влюблялись, черпали вдохновение и писали нетленные строки почти все русские классики.
Впрочем, во многих оазисах Кавказа и сейчас неплохо, а другие старательно возрождаются. И сегодня сын кавказских гор все так же способен исполнить любой каприз приглянувшейся ему девушки. Он не устанет обволакивать вас длинными и красивыми, как грузинские тосты, речами — лишь бы вы согласились с ним отужинать. Ибо горцы искренне полагают: кто девушку ужинал, тот ее и танцует.
Конечно, это во многом зависит от уровня развития перепавшего вам джигита, но даже самый лучший из них попытается сделать понравившуюся женщину своей. Но имейте в виду: ваше чересчур быстрое согласие — не на пользу серьезным отношениям с кавказским кавалером, если вы таковых желаете. При всей своей любви к легким победам сыны Кавказа воспитаны в большом уважении к женщине. Имеется в виду, конечно, не к курортнице в бикини и не к доступной столичной «штучке», а к матери, сестрам и прочей родне по женской линии. Поэтому к женщине, которая может войти в их семью, предъявляются повышенные требования. И в первую очередь — к ее моральному облику. Кавказские женщины любят золото, подарки и красивые ухаживания, за которые сторицей платят верностью, послушанием и любовью к мужу и детям. Будучи невестами, кавказские девушки в постель к любимому не спешат, предпочитая сначала оформить законный брак. У кавказских родителей с этим строго.
В браке. Кавказцы — в своем большинстве мужчины властные, жесткие, своевольные и не бедные. Поэтому зачастую просто не видят смысла жертвовать своими сложившимися традициями ради русской жены. А традиции эти русской женщине порой кажутся совсем дикими. Жена в понимании кавказца должна сидеть дома, вести хозяйство, рожать детей и лишних вопросов не задавать. Также она обязана не только регулярно общаться, но и всячески угождать многочисленной родне мужа — это на Кавказе святой обычай. В то время как для многих кавказских мужей считается нормальным параллельно с женой иметь еще 2-3 любовниц. Горячие кавказские парни считают так: если мужчина достойным образом содержит свою законную жену, детей и родителей, и после этого у него еще остаются свободные деньги — то почему бы ему не завести еще одну блондинку для души и тела? И эта блондинка, кстати, тоже будет получать дорогие подарки и красивые ухаживания. Но, в отличие от законной супруги, только до той поры, пока не надоест своему джигиту. Как видно из практики, некоторых русских женщин это устраивает, другие подают на развод из-за неверности супруга.
Кавказские же жены обычно искренне привязываются к своим русским мужьям. Но и здесь случаются разводы, причина которых, согласно статистике, — финансовые затруднения. Согласно традиции, кавказская жена и мать сидит дома и ведет дом, в то время как супруг полностью обеспечивает ее и детей. И это должно быть не только самое необходимое, но и подарки, украшения, красивая одежда. Частенько, если русский супруг не в состоянии обеспечить своей горской красавице достойную «золотую клетку», ее кавказская родня начинает настраивать бедняжку против «жадного» мужа. И очень часто в этом преуспевает.
СРЕДНЯЯ АЗИЯ: «Господин назначил меня старшей женой»
Из жизни. Столичный бизнесмен Михаил, книгоиздатель (по национальности наполовину русский, наполовину латыш) три года назад принял ислам с одной-единственной целью — жениться. За это время он обзавелся тремя женами: старшая Гюльфия — из Таджикистана, средняя Малхаз — из Киргизии, а младшая Мархаба — уйгурка. У каждой жены Михаила имеется отдельная квартира в районе Ленинского проспекта, никто из них не работает. Главная забота всех троих — ублажать своего мужа, готовить ему вкусности и растить его детей. При этом сам Михаил проживает отдельно от своих жен, в загородном доме. Но каждую из них навещает в равной степени, никого не обижает. Так велит шариат, а в противном случае женщина может нажаловаться на мужа мулле. Все три жены Михаила практически не выходят из дома — боятся. «В Москве девушек, говорящих по-русски с акцентом, да еще и в хиджабе, могут обидеть и даже избить!» — сетует старшая жена Михаила Гюльфия. А сам Михаил говорит, что такая жизнь его вполне устраивает: «Мои все три — красавицы! И все стараются только для меня! Да и на домработницах, няньках и ресторанах я экономлю: мои жены — отменные матери и хозяйки! Все пятеро моих детей ухожены и обласканы. И готовят мои жены так, что пальчики оближешь! А что на улицу ходить боятся, так это даже хорошо! Целее будут!» На вопрос, не возражала ли ее религиозная родня против брака с новообращенным мусульманином, средняя жена Михаила Малхаз отвечает: «Главное — крепкая семья и здоровые, сытые дети. Это гораздо важнее религиозных догм, и все, даже самые верующие из нас, это понимают! Аллах же все видит. Создание семьи и рождение детей не может быть харамом!»
В брачном танце. Среднеазиатские дамы и кавалеры довольно легко вступают в близкие отношения, несмотря на строгость воспитания. Дело в том, что на родине их традиционно сватают, и привередничать в выборе спутника жизни они не приучены. Поэтому, встречая настойчивые ухаживания, среднеазиатские красавицы легко покоряются «судьбе» в лице русского ухажера. А среднеазиатские мужчины почитают за особую честь внимание русской женщины. В целом они все настроены на семью и рождение детей. Но частенько обнаруживают, что семья в России — это не совсем то, что семья в Средней Азии. Здесь нет привычного для них уклада: больших домов, всегда полных соседей и гостей, изобилия родственниц женского пола, совместно ведущих хозяйство. И главное — нет привычных для среднеазиатских семей отношений, где все решают старшие родственники. А если уж двое поженились, то должны быть супругами, несмотря на все возникающие противоречия. Часто муж и жена в Средней Азии продолжают пребывать в законном браке, даже если уже много лет не видятся. Например, если муж годами на заработках в другой стране и даже живет с другой женщиной. Кстати, среднеазиатские «изменщики» нередко практикуют религиозное оправдание своих поступков: они просят у муллы благословение на временный брак. И обычно получают таковой, если в силу обстоятельств находятся вдали от своей основной семьи.
В браке. Если верить статистике, основной причиной разводов россиян с жителями Средней Азии обоих полов является отсутствие общих интересов, разница в образовании, социальном статусе и интеллектуальном уровне. Оно и понятно: жители среднеазиатских республик, как и молдаване, в России представлены в основном в качестве трудовых мигрантов. А это в основном жители аулов и кишлаков. И, прельстившись неземной красотой и хозяйственными талантами своего наемного работника, москвичка может однажды с удивлением услышать в постели что-нибудь вроде: «Насяльника, а кюсить будем?» А столичный житель, влюбившийся в прекрасную и ласковую Гюльчатай, может одним прекрасным вечером обнаружить, как его суженая развела костер в его кухне с евроремонтом и месит тесто для лепешек в тазу для стирки. А на полу в его гостиной тем временем сидят гастарбайтеры с соседней стройки в ожидании «гостевого» угощения. Ответом на возмущение русского супруга станет полное непонимание со стороны его азиатской благоверной: неужели приглашать в дом гостей в этой стране не принято?!