Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Будь собой!»

Будь собой — все остальные роли уже заняты.
Оскар Уайльд.

Старк. У. Пусть танцуют белые медведи.- М.: Самокат, 2008. - 175 с.: ил.

Радость преодоления

Мария Московская

Ульф Старк – писатель с гигантским запасом оптимизма. При этом он не сказочник, не фантаст, просто очень честный писатель. Он строг со своими героями: погружает их в самую гущу самых сложных событий, из которых они должны выбираться самостоятельно. Самим преодолеть трудный путь взросления, своеобразный обряд инициации, по благополучному прошествию коего дети взрослеют и обретают свободу и самостоятельность. Главная цель – найти себя. Не изменить своей индивидуальности, правильно распознать предназначение, увидеть жизненный путь – вот главная задача, которую решают герои-подростки. И решают ее на «отлично», потому что верят в себя и не боятся изменить жизнь, даже если приходится плыть против течения и стать странными «чудаками», которые, как правило, не вписываются в окружающую упорядоченную и структурированную действительность.

Все книги Старка отличаются необыкновенным жизнелюбием, вселяют надежду, радость, дарят волю к жизни. Его героям приходится преодолевать себя, обстоятельства, сложившиеся стереотипы. Персонажи Старка активно сопротивляются, чтобы изменить мир к лучшему. Может быть, они просто не знают, что это невозможно?.. Или не хотят мириться с таким положением вещей. Может, в этом и есть подлинная радость преодоления: не сносить покорно удары судьбы, но научиться согласовывать обстоятельства со своими нуждами. Любой современный психолог подтвердит, как важно понимать, что от тебя что-то зависит в этой жизни...

Психология преодоления и, как следствие, самосовершенствование — исключительно важная вещь для шведского писателя. Трудный и подчас тяжелый процесс оборачивается огромной радостью как для подростков («Чудаки и зануды», «Сикстен») и детей («Моя сестренка — Ангел», «Звезда по имени Аякс», «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»), так и для родителей. Даже когда вокруг одни неприятности (а у маленького человека их ого-го, сколько!), всегда можно найти выход из любого, даже самого запутанного положения. Как бы горько и неуютно не чувствовали в жизни его герои, каждый из них находил для себя единственно возможный путь к преодолению, любви и надежде.

Две картины мира

Повесть Старка «Пусть танцуют белые медведи» по-своему продолжает тему, начатую в книге «Чудаки и зануды». Весь мир, по Старку, делится на чудаков и зануд. На тех, кто умеет радоваться жизни, пусть по-своему, не по правилам, и тех, кто привык жить по шаблону. Чудаки живут стихийно, они всегда готовы к выдумке, в их жизни есть место странностям, подвигам и приключениям. Их жизнь не вписывается в заданный регламент, поэтому уныло предсказуемое большинство их не понимает и даже опасается.

Зануды, наоборот, банально предсказуемы. В жизни их интересует исключительно материальное благополучие и душевное равновесие. Они стандартно добропорядочны. Живут, не искушая судьбу, старательно избегая любых перемен.

К миру чудаков принадлежит отец Лассе, главного героя книги. Он – прямой и открытый человек, немного неуклюжий, но добрый и простодушный. Да, современное царство интеллекта и костюмов «с иголочки» явно не для него. Зато ему уютно в мясном магазине, где все просто и ясно. Он и в жизни прост и ясен. Добро для него — просто добро, зло — это зло. Поступать бесчестно. интриговать и приспосабливаться он не умеет. Ему нравится подолгу молчать, и совсем не нравится разглагольствовать. Порой огромному мяснику трудно четко формулировать мысли, не до конца понятные ему самому. Отец Лассе обожает молчать, наигрывая на губной гармошке любимые мелодии Элвиса Пресли. Нехитрые и пронзительные, они лучше всяких слов передают его душевное состояние. Отец создан для вольной жизни, гигантских просторов, и в благоустроенно утрамбованном городе ему, по-видимому, тесновато. Недаром в своем форменном белом одеянии мясника добряк и впрямь напоминает белого медведя. Именно эти огромные меховые зверюги всегда выглядели особенно неуютно и одиноко в экологически безупречном шведском зоопарке.

Другой персонаж, квалифицированный врач-стоматолог Торстенсон, как говорится, «умеет жить». Он хорошо образован, имеет доходную практику, свой дом, одевается по последней моде, стильно стрижется, одним словом, полностью социализован.

К этому человеку уходит мама мальчика. Уезжает на такси в рождественский вечер, забирая старшего сына, пожитки и увозя под сердцем его ребенка. Как справиться Лассе с двойным несчастьем: предательством матери, которую отец любил искренне и беззаветно и началом новой жизни в совершенно чужом доме?

Новый «папа» Лассе, Торстенсон, азартно начинает «делать из него человека»: заказывает очки (ибо невнимательность мальчика объясняется очень просто: он плохо видит), модную одежду, усердно занимается, подтягивая «пасынка» всем предметам. Лассе и его мама получают в подарок от дантиста великолепную белозубую улыбку. Учителя в радостном шоке: «лоботряс» Лассе делает феноменальные успехи в учебе! Почти сенсация. Но старые друзья, двоечники и озорники, составляющие часть привычного и давно любимого мира, постепенно отворачиваются от него.

Нужна ли нашему герою такая резкая перемена жизни? Оправдана ли попытка насильно осчастливить мальчика, переместив его в высшую страту? В группу добросовестных зубрил, директорских любимчиков и «золотой молодежи»? И что думает о таком социальном эксперименте сам Лассе?

«На самом деле я просто решил доказать, что такие как я ..., Рыбная Тефтеля и отец, ничем не хуже других». Действительно, почему бы не попробовать доказать всем, всему миру, который включает и нового отца, и новую теперь уже маму, и привычных учителей и одноклассников, что он тоже может пойти по проторенной дорожке, ведущей к успеху, комфорту и респектабельности? Что он, Лассе, двоечник и хулиган, такой же, как его друзья, тоже может добиться успеха. Как известно, лучший способ понять, зачем совершать тот или иной поступок — это совершить его.

Лассе решил рискнуть! Эксперимент удался: бывший шалопай стал показывать поразительные результаты. Значит, шанс вписаться в благополучно зажиточное общество есть у всех. Нет изгоев и баловней судьбы. Но остается вопрос: хотят ли чудаки, больше похожие на диких вольных белых медведей, чем на сытых ленивцев из зоопарка навсегда переселиться в комфортабельную клетку?

Как рождается взаимопонимание

Страк не дает однозначного ответа на вопрос о единственно правильном стиле и образе жизни. Чем плох идеально вписанный в общество потребления Торстенсон? Разве так уж занудно жить в достатке, хорошо зарабатывать и иметь уютный дом?

С другой стороны, есть люди, не разделяющие ценности общества потребления. Не обязательно «как все» и «не хуже других». Можно проще и свободнее. Но обязательно по-своему. Просто быть собой. Как говорится в известном советском фильме: «Я предпочитаю делать то, что я люблю, а не то, что модно, престижно или положено». Разве должны носители противоположных жизненных кредо непременно вступать в конфликт? Разве имеют право первые подчинять вторых своим законам и добиваться от них привычного им, хозяевам жизни, двигателям комфорта и прогресса, поведения?

Самое замечательное в книге — то, что два мира не конфликтуют друг с другом. Конечно, им очень трудно договориться. Нелегко друг друга понять. Не все это могут и хотят. Но в финале нет острого противостояния. Главные герои мирно расходятся, каждый в свою сторонку с распутья. И каждый прав по-своему.

Старковская мудрость и толерантность вносит в последние главы свет и тепло. Радость преодоления противостояния, счастье взаимопонимания светло окрашивают порой драматичное повествование. Желание найти общий язык со всеми людьми, тебя окружающими, преодолеть любые барьеры, искусственные и естественные, которые мешают разным людям понять друг друга, вселяет в читателя веру в могущество доброго начала.

Да и сами люди, зачастую, не однозначны: во многих из нас сидит маленький сорванец из стайки чудаков и рациональный трудолюбивый «зануда». Может быть, именно эта особенность многогранной души человеческой лежит в основе взаимопонимания?..

Взаимопонимание рождается на наших глазах. Мальчик с мамой часами гуляют в парке под проливным дождем, а потом возвращаются домой, как ни в чем не бывало. Лассе нарочно срывает годовой опрос. Он молчит, и не отвечает ни на один вопрос учителя. И Торстенсон, мама, даже злополучный учитель Асп пытаются понять нашего героя и не спешат с резким осуждением.

«Мы им еще покажем!»

Заговорщически прошептал Лассе на ушко крысенку Блэки, своему маленькому другу. Он решил специально провалить итоговый опрос. Ни на один вопрос Аспа мальчик не отвечал. Стихийное, непонятное решение? Что за странная демонстрация? внезапнаю оппозицию кодексу безупречного ученика? бессмысленный протест? верность старой компании? экстравагантную оригинальность персонально для девочки Тины? Но почему?

Сын своего отца, Лассе не может до конца сформулировать главную причину поведения: «Я думал об этом всю ночь. Но все равно не смог бы объяснить. Мне казалось, что если я отвечу на эти вопросы, то влипну навсегда. Так и буду потом вечно сидеть в очках и отвечать на вопросы, а Торстенсон все будет хлопать меня по плечу, пока от меня и мокрого места не останется». Лассе еще не понял точно, кем ему хочется быть в этой перепутанной жизни. Одно он знает точно: дрессированный паинька из него не получится никогда.

Он еще точно не понял, хочет ли он жить, как его отец. Не будет ли возврат к прежней жизни дауншифтингом. Да и вряд ли Лассе захочет теперь кому-то подражать. Он хочет быть собой: «Просто я могу быть только таким, какой я есть. А каким — я должен понять сам».

«Я должен понять сам» -- сильно сказано. Свобода — это всегда самостоятельность. Преодоление чужого влияния, давления, авторитета, даже помощи на пути к самому себе — самая главная победа в жизни.

Почувствовать и отстоять свою индивидуальность -- основные плоды большой работы маленького человека. Только так можно стать свободным. Только так можно доказать огромному миру свое право на самостоятельность. И только так можно показать, как же это классно — быть собой.

Ваша Мария Московская

Опубликовано в журнале «Нарния. Служение детям». - 2010. - № 4 (28). - С. 14-16.

1189


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95