Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Быть или не быть - профессия актер

Немного истории:

Профессия актер — одна из самых древнейших. Первыми актерами были еще шаманы, устраивавшие представления для своего племени. В Древней Греции уже требовали: «хлеба и зрелищ!». У видных полководцев в штате состояли и актеры, учившие их ораторскому искусству. Да и у любого короля в свите заметное место занимал шут, иной раз более значимый, чем советник или министр.

Каждого из нас хотя бы раз в жизни посещала мысль стать актером. И это уже даже не вопрос. Ведь всем известно, что жизнь — театр, а люди в ней актеры. Просто одни — остаются любителями, другие же решают стать профессионалами. Правда, получается это далеко не у всех.

С одной стороны — манит мировая известность, огромные деньги (если конечно речь идет про Голливуд), красивые девушки (или обаятельные мужчины), и т.д. А с другой, никто не знает, верен ли избранный тобой путь наверх, и никто не сможет гарантировать, что именно ты добьешься успеха на этом поприще.

Что же нужно для того, чтобы стать актером?

Мы беседуем с Сергеем Погосяном — на сегодняшний день это одна из известнейших творческих личностей нашей Республики. Его просто невозможно не знать: он и телеведущий программы прямого эфира «Бинго» на телеканале Хабар, и «Чудеса от Цептер» на КТК, и радиоведущий «Европы плюс Казахстан», заправила различных столичных мероприятий, но главное — он один из ведущих актеров русского драматического театра им. Лермонтова.

Сергей, как ты докатился до такой жизни?

Актером я хотел быть всегда. Правда, был небольшой период, когда я мечтал стать космонавтом, потом пожарным…

Началось же все довольно банально — с моего заикания. Когда я смог избавиться от него — сразу решил посвятить себя профессии, в которой нужно владеть речью.

Я не попал во ВГИК (Московский театральный институт прим. ред.), хотя написал втайне письмо, якобы от моих родителей, что наш сын очень талантлив. Оттуда пришел ответ, вполне стандартный, как сейчас я понимаю, это просто сработала бюрократическая машина. Но для меня тогда это было что-то вроде письма от Бога: «Да, Сережа, приезжай».

Но родители боялись меня отпускать в Москву, предложили поначалу окончить Сельскохозяйственный институт: «а потом мы к этому вопросу вернемся». Втайне они надеялись, что я передумаю, но, став специалистом по организации сельхозпроизводства, я к этому вопросу все-таки вернулся.

То есть ты продолжал «биться головой о стену»?

Но мне еще и повезло — со второго курса я попал в молодежную студию «Галерка» при театре «Бенефис». Это было в 90-м году. Меня туда привел друг, абсолютно случайно. И я первый раз попал в среду таких же сумасшедших, вроде меня. Среди них я понял, что пора думать и о профессионализме. Мало просто «быть идиотом», чтобы говорили — тебе пора в цирк или в театр. Здесь уже на поверку выходит твое умение владеть голосом, пластикой, телом. С этой студии и пошел мой актерский стаж.

Какой была твоя первая роль?

Мой первый спектакль и первая роль, которую я благополучно провалил — это была роль Петушка в «Теремке». Я вышел, и то, к чему я стремился — свет прожекторов, огромное количество глаз и ушей, направленных на меня, оказалось таким страшным, что я просто забыл текст, который знал уже лет как пятнадцать. То есть задолго до того, как стать актером (этот мой дебют состоялся, когда мне было двадцать). Эта роль, наверное, для меня была самой звездной, потому что уже со второго раза Петушок у меня получался очень хорошо. Я даже старался вкладывать в него что-то свое: у меня был Петушок-кавказец, еврей, казах… То есть я пошел по пути наполнения внутреннего мира этого несчастного животного, наделяя его теми или иными национальными качествами. Это вызывало смех в зале, а именно это мне и было нужно.

Потом у меня была первая отрицательная роль — я играл Паучка в «Мухе Цокотухе». Это был очень отвратительный Паучок, который постоянно домогался Мухи (смех). Я подошел тоже нестандартно, и на текст: «Зубы в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает», я вонзал зубы не в самое сердце, а в самое мягкое место. В зале стоял смех, а потом дети спрашивали родителей: «А что, у мух сердце там?».

А когда начались «взрослые» роли?

В театре «Бенефис». Я играл музыканта в «Нельской башне», постановка была Юрия Борисовича Померанцева. Эту роль можно было назвать «играющий монтировщик сцены». То есть я должен был поиграть немного, а затем сменить декорацию на сцене. В общем, больше внимания уделялось тому, чтобы я вовремя принес табуретку и унес ее…

Потом была роль в Чехове, тогда у нас был такой актер Виталий Петров, он на сцене смачно размазывал мне нос, затем давал пинка под зад, и на этом мое пребывание на сцене заканчивалось (смех). Но через это надо пройти любому начинающему актеру.

Следующий мой шаг, для меня очень сложный — драматическая группа «Другой театр». Там я играл араба — поэта Имра эль Каиза в спектакле «Отравленная туника» по Гумилеву. Затем была «Асмодеева кукла», там я сыграл Асмодея, это был дьявол. Не такой черт — УУУУУ, всех тащу в ад! (смех) Это был некий господин, который мило и красиво коллекционирует души.

А потом и «Другой театр» прекратил свое существование в Казахстане, труппа рассеялась — часть осталась, часть осела в Калининграде. Но мне никогда не хотелось уезжать из Казахстана, потому что я чувствую, что не исчерпал свой ресурс здесь.

А как насчет специального образования?

Именно в тот период я решил поступить в театральный институт. Судьба подарила мне возможность учиться у Татьяны Касымовны Наурызбаевой, педагога, который чуть ли не всех актеров в Казахстане вырастила.

Сейчас ты работаешь в театре им. Лермонтова, как ты пришел туда?

Туда я пришел в 96-м. И считаю, что мне больше нечего желать в плане места. По крайней мере, пока.

Первая моя роль — Мигаев в «Талантах и поклонниках», постановка Юрия Борисовича Померанцева. Потом была очень интересная роль в спектакле «Кабала святош», там я играю Муарона, сына Мольера, самого Мольера играет Толоконников. Постановка Юрия Ивановича Коненкина, очень интересная. Там такой диапазон!!! Я начинаю с забитого мальчика, который превращается в секс-символ, затем последовательно в подонка, стукача, затем он осознает вину, возвращается к отцу на коленях, получает прощение и пытается начать новую жизнь. Этой закрутки может хватить на пять спектаклей. Спектакль для меня был рубежный, после него актеры Лермонтовского театра приняли меня, как равного, а это дорого стоит.

Есть еще комедия Эмиля Брагинского, она называется… вот маразматик, забыл спектакли, в которых играю… (смех) А «Игра воображения». Это старая советская пьеса, про одиночество, любовь. Он был после Муарона.

Далее был Гамлет. Я продолжаю его играть, к сожалению, не так часто, как этого хотелось бы.

Была еще роль Эзопа, в одноименном спектакле, был спектакль «Забавный случай», где я играю слугу, спектакль «Когда лошадь теряет сознание», где я играю Юбера, французского авантюриста, и брачного афериста, спектакль «Не заплачу», роль Чипполетто, «Деревья умирают стоя», роль Маурисио.

Последний спектакль, который вышел — «Поединок с незнакомкой», про Наполеона. Я там играю поручика а-ля Ржевский. Это комическая роль в серьезном спектакле. Это рубака, гуляка, чуть умнее своей лошади…

У каждого актера есть свои любимые роли, какие у тебя?

Самые любимые — это Муарон, потому что это была «госприемка» театра Лермонтова. Гамлет, потому что актер, который играл Гамлета, не может его не любить. Роль, которая была самой сложной — это роль Эзопа, я очень много попил крови у режиссера — Рубена Суреновича Андреосяна. Роль для меня самая далекая — это Ваган, потому что я тогда не был отцом, плюс к этому не являюсь алкоголиком, не жил на болотах, а ходил по асфальту в городе, и не был глубоко религиозным человеком.

Кого бы ты еще хотел сыграть?

Я хотел бы сыграть ревизора в одноименном спектакле, потому что он и комичен, и, в какой-то степени, трагичен. И потом, это русская классика.

Неужели так все гладко в профессии актера? Студия, театры, аплодисменты?

Как только я начал играть, начали выходить и критические статьи, нелестные отзывы о моей игре. Конечно, проще подавать надежды, но не конкретизировать их. Иначе, становишься мишенью для критиков, которые рассматривают тебя не просто, как Сережу Погосяна, который избавился от заикания, а как человека, который, если уж работает, то должен что-то определенное в себе нести. Но, я понял, что критика в основе своей не ошибается, если только эта критика не ругательная.

Многие актеры сегодня задействованы в съемках рекламы. Ты тоже в этом деле «засветился». Для тебя это «левачок» или же часть творческого процесса?

Очень сложно назвать это леваком, и сложно назвать это творчеством. В первую очередь это, безусловно, зависит от режиссера, который снимал рекламу. У меня фактически второе дыхание открылось именно с рекламы — это была реклама ресторана, и после чего меня пригласили на ТРК «М». До этого я расстался с программой «Все кроме политики» и попал в своеобразный вакуум. Я тогда никому был не нужен, обо мне вспоминали, только когда я о себе напоминал. И на радио и телевидение я вернулся только благодаря рекламе.

А что на тему пресловутого легкого поведения актеров и актрис? Дескать, хорошую роль можно получить только через постель?

Здесь все зависит только от сексуальности режиссера. Если ты хорошая актриса, то тебе достаточно просто играть. Режиссер, вообще-то, тоже заинтересован в том, чтобы спектакль или фильм был на высоте. И даже если ты получаешь роли через постель, будучи не совсем хорошим актером, то через небольшое время придет другая, более молодая или талантливая, и ты останешься не у дел.

Когда нужно начинать строить карьеру актера?

Начинать надо во время школы. Тогда еще есть возможность многое понять. Надо тебе это или нет, можно узнать, только если ты начнешь работать. Поэтому нужно найти театральную студию. Нужно ходить в театры, на кинофильмы казахстанского и российского производства, не голливудские. Потому что можно мечтать стать Шварцнеггером, но для этого, сначала, нужно стать кем-то из местных. Хотя такой актер, как Владимир Толоконников, во многом за пояс заткнет того же Шварцнеггера. А Асанали Ашимов, который сыграл пусть и немного ролей, но каких!..

Следующий шаг к мечте?

А потом надо поступать в театральный институт, и, главное, найти не столько театр, сколько режиссера, потому что он дает очень много. Я хотел бы особенно отметить таких режиссеров, как Мамбетов (он сейчас в Астане), Андреосян, Коненкин, Атабаев.

Есть ли перспективы для актера в Казахстане?

Перспективы есть. В первую очередь, так как у театра аудитория невелика, нужно попасть в хороший фильм. Назовите хотя бы одного российского театрального актера, которого вы не знаете по фильмам?

Что должен, прежде всего, уметь актер?

Надо уметь ждать, потому что не будет сразу денег и славы. Надо уметь чувствовать, какая роль принесет тебе удачу, а какая испачкает. Недоигранная роль это очень опасно. Как сказала Фаина Раневская — сниматься в плохом кино, это все равно, что плевать в вечность. Это кино будет крутиться и после твоей смерти. И если не доиграешь, будут говорить — Что? Иванов хороший актер? Да г… он на палочке! (смех) А еще нужны: память, артистизм, речь, яркость. Серость в жизни, это почти всегда серость на сцене.

Еще для актера важны нервы. Например, ты играешь кого-то и он у тебя не получается — ты ходишь и мучаешься. Для нормальных людей ты полный идиот. Так я помню актрису, которая очень переживала, что у нее не получалась роль Ежика в «Теремке»! Но эти слезы, они вполне соленые.

От себя нам добавить практически ничего не остается, все что касается профессии актер подробнейшим образом было рассказано самим актером — Сергеем Погосяном (за что ему огромное человеческое спасибо): все шаги, на пути к успеху, перспективы и личные качества самих актеров. Нам остается только подвести итог.

Плюсы:

Возможность проявить свой талант и утолить тщеславие.

Известность, слава и любовь зрителя (и, как следствие, желание тебя видеть на праздниках, на презентациях, еще где-нибудь).

Творческая работа не становится рутиной, не надоедает, потому что одна роль сменяет другую.

Количество положительно настроенных, по отношению к тебе — актеру людей заметно больше (следовательно, больше шансов пройти быстрее очередь в магазине, получить более качественное обслуживание и т.д.).

Возможность (пусть и небольшая) вырваться на мировую арену и зарабатывать гонорары в семизначных цифрах.

Минусы:

Отсутствие денег — закрылся занавес и ты никто (после спектакля идешь пешком или садишься на троллейбус, а твои зрители разъезжаются на шикарных машинах).

Сложность в поиске спутника жизни (не каждый вынесет и поймет).

Сложно найти хорошего режиссера (потому что быть режиссером у нас тоже не престижно).

Возможно разочарование в самом себе, в своем несоответствии профессии. Ведь если ошибки учителя видны лет через пятнадцать, то ошибка актера видна через час — ему не хлопают, он не цепляет.

Нужно смириться с тем, что сегодня ты играешь героев-любовников, завтра их пап, послезавтра — дедушек и совсем стариков.

Следует помнить что:

Везде в основе профессии актера лежит профессионализм, а в Америке и отчасти в России, еще и PR — технологии. В Казахстане же это, по большей части, самостоятельное плавание. И, конечно же, различие в масштабах самого производства. Хотя в основе все-таки лежит эмоция и она либо подлинная, либо нет. Это отличает плохого актера от хорошего, будь то в Голливуде, России или Казахстане.

И еще, для профессии актера необходимы:

Во-первых, талант. Многие говорят — актерами не становятся — ими рождаются. Но другие оспаривают этот факт, приводя как аргумент другие необходимые качества актера (упомянутые нами ниже).

Во-вторых, колоссальная работоспособность. Те, кто считает: «Что там делать — вышел, скривил рожу, сказал фразу, получил миллион. И я бы так смог», никогда не работали под софитами (трудно не расклеиться даже спустя полчаса, в атмосфере колоссального эмоционального напряжения).

В-третьих, грамотное образование. Можно, конечно, ссылаться на то, что многие голливудские актеры даже школы не окончили, но у части из них это окупается широким кругозором, а другая часть, получив роль, изучает не только ее, но и все смежные моменты, связанные с ней. Чтобы играть достоверней. Например, получив роль Жанны д’Арк, нужно пролистать историю Столетней войны (для справки — это война между средневековыми Францией и Англией, в которой Франция чуть было не кончилась), чтобы уяснить какой эмоциональный портрет должен быть у Жанны в отношении к: англичанам, французам, крестьянам, дофину, правящим феодалам, солдатам и т.д.

Мингазова Альфия

4130


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95