Возникает ощущение, что Василий Шумов в последние годы нашёл для своего «Центра» удобную форму существования, не требующую больших бюджетов и ограниченную только фантазией автора. Под минималистичный электронный аккомпанемент Василий Герардович в сдержанной манере под весьма условный мотив начитывает свои отрывистые тексты, в которых невозмутимость подачи противоречит остроте содержания, одновременно подчёркивая её. Альбомы «Центра» выходят часто, в них не бывает менее двадцати треков, часто объединённых общей концепцией. Новая пластинка «Абсолютное почтение человека» с первых треков намекает на политическую тематику. «За любимым руководителем», «Всё-всё для народа», «Старики наслаждаются счастливой жизнью», «Преданы только вам», «Священная война против общего врага» - эти и другие композиции приглашают слушатели погрузиться в мир препарированных пропагандистских агиток. Концепция влияет даже на музыкальную составляющую - так в песне «Всё-всё для народа» синтезаторы, такое ощущение, с трудом удерживаются, чтобы не пуститься в пляс. Впрочем, танцевать особенно некогда: ситуация сложная, нужно преданно сплотиться вокруг вождя, чтобы противостоять общему врагу. Василию Шумову неплохо удаётся держать протокольно серьёзное лицо, даже когда он зловеще шипит про «преданы только вам» - в результате подчёркивается утомительный идиотизм ситуации, и страшное становится смешным.
Очевидно, что Шумов мог бы выпускать концептуальные альбомы хоть ежемесячно, причём всякий раз на разную выбранную тему, но пока он ограничивается периодичностью раз в год и не ограничивается единым концептом. Диск «Абсолютное почтение человека», начавшись с политики, постепенно переходит к общечеловеческим ценностям, рассмотренным под призмой бурной фантазии Василия. Не меняя тяжеловесных интонаций, автор вещает об удивительных и абсурдных вещах вроде косметических омолаживающих процедур, завода по производству грибов или нерушимой дружбе Москвы и Чертаново. Интерес к муниципальной повестке у него не менее силён, чем к федеральной, причём сатирические «Мосрастрата» и «Mos» соседствуют с «Бийской ул.», в которой Шумов под ритмы новой волны вдохновенно тасует и рифмует названия улиц и городов.
Серьёзное разнообразие в монотонную музыкальную картину вносит трек «Какого», где Василий Герардович всё в той же флегматичной манере произносит впечатляющее количество матерных оборотов. А вот композиция «Три буквы» не содержит ничего такого, кроме рандомных трёхбуквенных аббревиатур. Не обошлись без сарказма художника и такие близкие ему темы, как шоу-бизнес («Мы виа иа») и хоккей с шайбой («Наша цель - хоккей без коррупции»). Но, наверно, всё же лучше было раскидать эти 24 трека хотя бы по двум альбомам. В нынешнем виде «Абсолютное почтение человека» сложно осилить даже поклонникам группы «Центр», а уж неискушённый слушатель к альбому остережётся и подступиться.
Алексей Мажаев