Был такой странный фильм «Вместо меня». О том, как будто можно прожить вместо
После Виктора Цоя ни о ком так больше не горевали. Но Цой был рок-символом, он выражал себя на сцене. Он пел о том, о чем думал сам. Он пел, как жил, — сотни тысяч пацанов и девчонок вторили: «Но если есть в кармане пачка сигарет…» Потому что они жили тем же, потому что он говорил на их языке. Но рок — это особая энергетика, своего рода шаманство. И шаман был, как полагается, со своей легендой — со своей Камчаткой.
А Сергей Бодров играл роли, написанные в сценариях. Так почему же он, мальчик из хорошей московской семьи, окончивший истфак МГУ, защитивший кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения», оказался так ко времени? Почему время выбрало его? Почему в нем угадало человека, который мог сказать так, что все сразу поверили и поняли, о чем он?
Он говорил: «Я всегда и везде говорю: я не артист, я не артист, я не артист. А мне:
Весь Интернет полон его фразами. Молодые ребята вытаскивают их из его интервью и учатся по ним выстраивать свои отношения с жизнью. Он сразу стал интересен не как Данила Багров, а как Сергей Бодров, сыгравший Данилу. Поэтому после «Брата» он появился во «Взгляде» — передаче не о проблемах, а о людях, которые эти проблемы переживают. И заканчивал он ее фразой, лучше которой на телевидении еще никто не придумал: «Все только начинается». Хотя скажи ее кто-нибудь другой — не запомнили бы и не восприняли как
Елена Ардабацкая
«Он не умел быть лукавым»
Ирина Салтыкова, эстрадная певица:
— Мы с Сергеем познакомились не на съемочной площадке, а задолго до того, как Балабанов решил снимать продолжение «Брата». Именно он и привел Бодрова ко мне домой знакомиться. Первое впечатление? Удивление оттого, что он — к тому времени уже популярный телеведущий, снимавшийся в кино, — такой стеснительный. Позже Сережа признался мне, что меня воспринимал как звезду — при том, что себя таковым не считал. И это не был наигрыш. Он не умел быть лукавым. Как мне кажется, именно это качество подкупало в нем людей в первую очередь. А еще — потрясающая искренность во всем: в словах, в поступках. Редкое качество в наше время. Он и на съемочной площадке ничего не играл. Просто был собой. Это в актерской профессии даже важнее. И еще дорогого стоит его талант не капризничать, не кидать понты, несмотря на звездный статус. Он был таким же, как любой обожающий его телезритель. Это подкупало в нем, роднило его с теми, для кого он работал, и делало своим. И эти качества сделали его символом поколения. Этого не добьешься специально. Нужно быть просто человеком. Таким и был Сережа.
Сергей Кушнерев, продюсер программы «Последний герой»:
— Сергей был не просто моим коллегой. Он был моим другом. Поэтому, когда мы начали работать над «Последним героем», мне с самого начала было ясно, что вести эту программу должен Бодров. Сергей так загорелся идеей, что я понял: на экране будет не просто ведущий, а человек, переживающий с игроками все трудности… Его называют символом поколения. Но ведь символ поколения — слишком универсальное понятие. Чтобы им стать, нужно, чтобы каждый конкретный человек находил в нем
Александр Любимов, председатель Совета директоров телекомпании «ВиД»:
— Не очень хочется много говорить на тему «знаете, каким он парнем был…» Это всегда больно ударяет по родным и близким, которые любят и помнят Сергея. И высокие слова здесь ни к чему. Он сам их не любил. Просто жил и работал. И за это его ценили зрители. Поэтому давайте в такой день обойдемся без лишних слов. Просто вспомним. Молча.
Вячеслав Бутусов, рок-музыкант:
— Когда я познакомился с Сергеем Бодровым на съемках фильма «Брат», мне он увиделся человеком не от мира сего. Странно было встретить такого неотягощенного человека с ясными глазами и нескрываемой улыбкой в атмосфере съемочной площадки в центре Санкт-Петербурга. И в разные моменты наших встреч я неосознанно обращал внимание на неизменно благожелательное лицо Сергея. Таких встреч было всего три. Он до сих пор остается для меня (как и для многих) символической фигурой своего времени. Символы распознаются в сознании людей к моменту определенной стадии зрелости духовного человеческого ростка. Счастливых тебе сфер, наш долгомолодой духовный брат во всех грядущих преддвериях!
Кирилл Разлогов, киновед, культуролог:
— Сергей олицетворял потерянное поколение
Кроме того, он ценил новые знания, учился, работал на ТВ и не считал кино своей единственной профессией, предпочитая, как, например, Татьяна Друбич, обращаться к нему только по велению сердца.
Подготовили Лариса Резникова, Ярослав Щедров