Я с завидной регулярностью слышу эту цитату от своих высокоинтеллектуальных знакомых. Они утверждают, что именно в способности орать в голосину заключается сигнатурная человеческая сущность, а всякие там сознания и абстрактные мышления — это мелочи. Для пущей "научности" некоторые из моих товарищей добавляют, что открыл всё это аж сам Аристотель. Но я чую, что здесь что-то не так...
Во-первых, заметим, что эта ссылка на великого философа не совсем честная. В своей "Риторике" Аристотель рассуждал о классификации, не касаясь при этом вопроса о сущности человека. Например, в том же трактате он писал, что «из всех животных только человек держится прямо», что наводит на мысли о некоторой отвлечённости понятий великого грека. О том же, что составляет непосредственно человеческую природу, он более обстоятельно размышлял в других трудах, акцентируя внимание на значимости разума, языка и нравственности.
Следует отметить, что отличает человека от животного не просто смех, а смех особый, напрямую связанный с осознанием парадоксальной природы смешного. Исследователи отмечают, что есть два типа смеха — смех тела и смех ума. Первый тип характерен не только для человека, но и для некоторых животных, таких как крысы (которые "смеются" ушами), собаки и некоторые приматы.. А вот смех ума, как способность особым образом возбуждать мыслительные паттерны, присущ только нам с вами. Можно бесконечно долго спорить о том, каково истинное назначение смеха, но (с точки зрения интересующего нас вопроса) понятно, что здесь не обходится без решения некоторой загадки, без обнаружения чего-то неожиданного и, подчас, алогичного; удовольствие, которое даёт хорошая шутка, очень схоже с удовольствием от нахождения неожиданного решения интригующей задачи или от творческих находок.
Заметим, что и в хороших шутках, и в «красивых решениях» всегда есть элемент изобретательства — вот почему хорошие шутки так быстро распространяются. Это не просто удовольствие от умственной работы, — это удовольствие именно от обнаружения неизвестного в известном. Современные представления в теории познании свидетельствуют, что ключевая черта человека, определяющая его выдающиеся когнитивные способности — это способность нашего понятийного аппарата "обрабатывать" метафоры. Именно эта способность даёт нам и богатый язык, и мощное мышление, и поэзию, и неожиданные интеллектуальные находки, и, конечно же, чувство юмора.
Выходит, что если всерьез говорить о способности к смеху как ключевой и отличительной черте человека, то фактически это просто разговоры на тему природы той самой черты, которая и даёт нам научное наименование, — «Человек разумный». Так что способностью воспринимать как абстрактные, так и конкретные понятия с юмором мы действительно отличаемся от всех остальных божьих тварей.