С аукционных боев осенней серии нью-йоркских аукционов пришла новость об очередной взятой высоте: полотно британского (хотя живущего все больше в Калифорнии) художника Дэвида Хокни было продано на аукционе Christie’s за рекордную для ныне здравствующего художника сумму $90,3 млн. Предыдущий рекорд был у скандального красавца-постмодерниста Джефа Кунса, чья скульптура «Собака из воздушных шаров» была продана Christie’s в 2013 году за $58 млн. Кира Долинина считает, что смена лидеров рынка закономерна: даже самый блестящий в прямом смысле этого слова постмодернизм должен был склонить голову перед реалистическим поп-артом 81-летнего британского гения.
Чего-то такого от Хокни на этом аукционе ждали: недаром и отправная цена огромного и знаменитого полотна «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») 1972 года была выставлена непомерно вроде бы высокой для этого художника – $80 млн. А ведь только в мае этого года был побит рекорд на работы Хокни — Sotheby’s продал его картину за $28,5 млн. На чем же строили свои ожидания аукционисты?
Осенние торги искусством «от импрессионизма до наших дней» в Нью-Йорке традиционны, почти одновременно проводят свои аукционы Christie’s, Sotheby’s и Phillips (в разделе современного искусства). В этом году особый интерес вызывал ХХ век: и это при том, что на продажу были выставлены как произведения Моне и Ван Гога 1880-х годов, так и вещи последних двух десятилетий. Торги получили негласное название «Неделя искусства ХХ века в Нью-Йорке» и полностью его подтвердили. 13 ноября Christie’s продемонстрировал 13 аукционных рекордов на работы прошлого века: топ-лотом стала картина Эдварда Хоппера «Китайское рагу» (1929), проданная за $91,9 млн. Это не только рекорд цены на работы Хоппера, в два раза превзошедший его предыдущий аукционный результат, но и рекорд цены в категории «Американское искусство». Две золотые медали взяли мэтры американского абстрактного экспрессионизма: «Женщина как пейзаж» (1954–1955) Виллема де Кунинга ушла за $68,9 млн, а «Композиция с красными мазками» Джексона Поллока — за $55,4 млн. Свои рекорды установили также работы Аршила Горки, Джозефа Стеллы, Тома Оттернесса и др.
Кира Долинина